— Девушки, чего вы ждали от этого форума? На какие вопросы хотели получить ответы?
Фаина АЛЕКСЕЕВА (Ф.А.): — Мне в первую очередь хотелось общения. Было известно, что туда поедут такие же молодые люди, как и мы, а это значило: мы могли общаться без всяких психологических барьеров.
Анна ВОРОНИНА (А.В.): — Аналогично. Хотелось вообще проверить: интересно ли мне будет общаться на тему политики? Может быть, я свяжу с ней свою работу в будущем.
Ф.А.: — Мне лично очень хотелось понять принципы организации такого мероприятия. Я по жизни регулярно сталкиваюсь с множеством объявлений, приглашений на различные форумы, но что такие встречи представляют из себя на деле, не знала.
— Заявка у организаторов форума была серьёзной: «Создание условий для профессионального роста и развитие гражданской активности молодёжи, воспитание будущей элиты России»... Вам вообще близки такие темы?
Ф.А.: — Для меня — да. Я — помощник депутата областной Думы. Моя работа связана с политикой.
А.В.: — Мне — нет. О таких вещах пока не задумывалась. Как и большинство студентов, наверное. Повторяю: просто хотелось общения.
— Оттолкнусь от плана лекций. Скажем, первая была посвящена теме ротации элит и становлению политических лидеров. Согласны ли были с тем, что вам рассказывали?
Ф.А.: — Ход лекций предсказать было невозможно. Они могли начаться классически, с объяснения терминов, а закончиться простым разговором. Вообще, уже после форума мы сошлись на мнении, что понравились лекции с участием Дмитрия Савельева. Он — председатель Комиссии по взаимодействию со Счётной палатой. Рассказал нам о молодёжных движениях, о том, чем они занимаются, какое участие принимают в принятии законов, о том, как молодёжь входит во власть...
А.В.: — Савельев — показательный пример того, что с молодыми проще! С ним даже общаться было значительно легче, чем с дру-ими, более зрелыми экспертами. Он на всё живо откликался, бумажки не читал, и разговор с ним сам собой закручивался. А с лекторами постарше было иначе. Вроде бы вопрос на языке вертится, а думаешь: «Поймёт ли?». И в итоге не рискуешь задать вопрос.
— Раз общение с Савельевым было наиболее искренним, ему, наверное, не боялись задавать наболевшие вопросы?
Ф.А.: — Да, его о разном спрашивали... Запомнился вопрос про деньги, который, честно говоря, меня удивил. Суть его сводилась к тому, что прежде чем принять участие в выборах, нужно проплатить определённым лицам энную сумму денег. И у Савельева поинтересовались: пришлось ли ему кому-то платить, чтобы попасть в большую политику?
— Не поверили, значит, его рассказам про идеи?
Ф.А.: — Да. Но я с этим мнением — относительно того, что за участие в выборах нужно платить, — полностью не согласна. Как помощник депутата я прошла выборы «от и до». И видела всю картину целиком — деньги там ни при чём. Но, по-моему, Савельеву всё-таки не удалось переубедить автора провокационного вопроса. Хотя, мне кажется, он хотел нам сказать: всего можно добиться, только не бойтесь и боритесь...
— Вы в это верите?
Ф.А.: — Да, если есть хорошие идеи, деньги найти — не проблема.
— А у вас лично к Савельеву никаких вопросов не возникло? Судя по программе форума темы лекций были актуальными: трудоустройство, здоровый образ жизни...
Ф.А.: — Я после поездки в Пицунду только укрепилась во мнении о том, что молодёжь сейчас не брошена, несмотря на все эти разговоры: мол, для молодых в нашей стране ничего не делают.
— То есть у вас, ваших однокашников и одноклассников нет обиды на свою страну за то, что она что-то для вас не сделала?
Ф.А.: — Знаете, я общаюсь со многими молодыми людьми. Все они работают, не испытывают каких-то масштабных бытовых проблем и не чувствуют, что они брошены государством, что они ему не нужны. Таких настроений почти нет. Был один случай. Пришёл как-то в нашу общественную приёмную парень: молодой, здоровый, сидит на шее у родителей. Говорит: «Дайте мне денег». И дальше был такой разговор: «Ты работаешь? — Нет. — Давай поможем работу найти! — Не хочу». Короче, мы чуть не поругались. Я к тому веду, что всё от самого человека зависит.
— То есть кредо: страна, ты обязана нам что-то сделать, прежде чем требовать идей от нас, — ваше поколение не придерживается?
Ф.А.: — Ручаюсь, большая часть молодых не думает так. Во время форума мы особенно с Ростовом-на-Дону сдружились, с мальчишками из Сухуми много общались... Во-первых, как мне кажется, все пытались понять жизненную позицию сверстника. Борец он или нет? Приехал на форум просто время провести или узнать что-то новое, подпитаться положительной энергетикой от таких же молодых людей из других регионов? И в конце концов пришли к выводу, что мы все занимаем активную позицию. Негатива в адрес друг друга не было.
Во-вторых, обсуждали, как народу живётся в кризис. Именно кто как живёт, а не выживает. Это, кстати, к вашему вопросу по поводу гражданской активности молодёжи. Мы пообщались с ребятами и выяснили: у каждого есть работа и подработка. Из Москвы, допустим, был молодой человек Дмитрий. Работает в городской администрации специалистом по связям с общественностью. Зарплата вроде бы и неплохая, но вроде бы и больше хочется. И он организует с друзьями вечеринки, у них совместное небольшое предприятие, есть д ход, и всё это вкупе даёт жизнь.
— В общем, не грустят?
Ф.А.: — Да. Этот форум — думаю, ещё одна попытка вдохнуть в нас веру: дескать, ребята, вы нужны своей стране. Чтобы каждый, вернувшись в свой регион, попытался найти пару-тройку единомышленников для осуществления своих идей или попытался прорваться во власть, чтобы защищать интересы молодёжи. И форум помог мне понять, что у меня больше возможностей, чем кажется. Можно заниматься этим, а можно — другим. Поэтому большое спасибо Галине Сергеевне Изотовой, депутату Госдумы от нашей области, за предоставленную возможность побывать на форуме. От всей души!
А.В.: — А я подумаю. Может быть, съезжу ещё на один такой форум. Скажем, в Пицунде я от каждого второго слышала, что он побывал на «Селигере» (Всероссийский молодёжный образовательный форум «Селигер-2009». — Е.К.). Говорили, что там было суперинтересно.