Электричка вам поможет
Первыми в очередь на реформирование стоят сельские школы, потому как в большинстве своем именно они являются малокомплектными. Есть такие, где учатся не больше 30 человек.
В нашей области пошли по пути не ликвидации школ, а реорганизации, когда согласия родителей на преобразования не требуется. Представители районных комитетов образования лишь уведомляют мам и пап о грядущих изменениях. Правда, в большинстве случаев решение, в какой школе дети будут продолжать дальнейшее обучение, принимается совместно с мамами и папами.
Еще в прошлом году во всех муниципалитетах были разработаны программы реформирования школьной сети, рассчитанные до 2010 года. Согласно этому плану и идет реорганизация. Где-то родители, соглашаясь с доводами о нерентабельности содержания небольших учебных организаций, сразу принимают предложение отправлять своих детей на специализированном школьном автобусе в другое село или райцентр в новую школу.
Но бывает и иначе. Так, в 2008 году в Маловишерском районе собирались реорганизовать среднюю школу в поселке городского типа Большая Вишера. Там количество учащихся в классах было значительно меньше городской нормы наполняемости. Однако, приняв за основу количественный показатель, не учли чиновники, что школа эта — одна из лучших в районе: есть и медалисты, и призеры областных олимпиад. Общественность поселка не согласилась на реформирование, школу тогда отстояли. В настоящее время Большая Вишера получила статус сельского поселения и теперь с наполняемостью в школе нет проблем — в классах учится даже больше 14 человек. Для села — это норма. Для города нужно не менее 25.
Но на этом злоключения данного обще образовательного заведения не закончились. Согласно районному плану реформирования к началу грядущего учебного года в Маловишерском районе не станет трех малокомплектных школ (на конец прошлого учебного года было 10. — Л.Д.), в том числе и в дерев не Гряды. Там оставят только начальное звено, которое станет филиалом Большевишерской школы.
Старших ребят тоже планировалось пере вести в Большую Вишеру. Встал вопрос: каким образом осуществлять подвоз детей? На селенные пункты расположены недалеко друг от друга, но по автотрассе до Большевишерской школы можно добраться, только сделав большой крюк и только через районный центр. А вот по железной дороге на электричке — всего одна остановка. Этот вариант подвоза и предложили специалисты комитета образования Маловишерского района родителям старшеклассников, проживающих в Грядах.
Понятно, что мамы и папы восприняли идею в штыки. Одно дело отправлять детей в сопровождении взрослых на школьном автобусе и совсем другое — посадка и высадка на платформы, которые давно уже требуют ремонта и даже не оборудованы навесами для ожидания в плохую погоду. Администрация Большевишерской школы отказалась брать ответственность за такую доставку детей, поскольку при железнодорожном варианте не возможно гарантировать безопасность учащихся.
На данный момент, как нам сообщили в районном комитете образования, решение пересмотрено: старшеклассники из Гряд будут переведены в среднюю школу № 1 Малой Вишеры, куда их будут доставлять на школьном автобусе.
Неэффективное использование
Волна преобразований докатилась и до областного центра. Например, в феврале, в разгар учебного года, комплексу «Гармония» было предложено взять под свое крыло 200 с небольшим ребят из соседней школы № 28.
Педагоги и родители комплекса забили тревогу: в их школе и так учатся более 1000 детей, свободных помещений нет, и если добавить еще 200 школьников, то каким-то классам придется учиться во вторую смену, что никого не устраивает. Увы, но инициаторы реформирования — специалисты городского комитета образования — так и не смогли привести родителям никаких экономических обоснований целесообразности объединения школ. А вмешательство депутатов городской и областной дум помогло приостановить процесс перевода детей из одной школы.
— Проект оптимизации сети общеобразовательных учреждений был представлен в городское законодательное собрание в конце июня текущего года, а ряд школ к этому моменту уже подверглись реформированию, — говорит депутат Думы Великого Новгорода Елена ФИЛИНКОВА. — На конец июля пять классов из 28й школы переведены в среднюю школу № 10, три — в комплекс «Гармония», два — в школу № 34. Прекратила свое существование и школа № 24, она объединена со школой № 9. При всем этом экономического обоснования комитет образования так и не представил. И уже по запросу Думы счетная палата делала анализ эффективности использования средств в сфере образования. Проект вызвал у депутатов много вопросов, один из них — дальнейшая судьба высвобождающихся помещений.
В комитете образования администрации Новгорода признают, что информировать общественность о грядущих переменах нужно было начинать задолго до реформ, но считают свои действия правомерными и необходимыми.
— Причин для реструктуризации было две, — объясняет председатель комитета Наталья РЫБНИКОВА. — Во-первых, мы сделали анализ развития демографической ситуации в городе до 2025 года. Он показал, что рост числа детей на протяжении ближайших лет будет небольшой — по 250—300 ребятишек в год, и к 2017 году численность школьников будет на уровне 20—21 тысячи человек. При норме наполняемости школы в 700—800 учащихся получается, что городу достаточно 30 школ. Сейчас их — 34. Во-вторых, согласно указам президента страны, деятельность органов управления муниципального и регионально го уровней отныне оценивается по определенным критериям, среди которых и неэффективное использование бюджетных средств. Так вот по прошлому году анализ показал, что на школы израсходовано на 32 млн. рублей больше необходимого. Поэтому и встал вопрос о реорганизации.
На освободившиеся помещения уже есть планы: в здание теперь уже бывшей школы № 28 в настоящее время переезжает вечерняя школа, учащиеся которой раньше ютились в небольшом, приспособленном под учебное заведение строении и не имели ни спортивного зала, ни мастерских для профориентационных занятий. Теперь все это у них будет.
А вот на базе школы № 24 центр дополни тельного образования «Визит», что при гимназии № 3, должен создать детский туристический центр, в обязанности которого будут входить обмен с другими регионами школьными группами, прием их на собственной гостиничной площадке, разработка новых туристских маршрутов. В комитете не говорят, откуда на развитие и содержание этого нового учреждения гимназия № 3 должна взять средства, но надеются, видимо, что скоро туристический центр начнет сам зарабатывать большие деньги…
Подобные непросчитанные идеи вызывают недоумение. Где гарантия, что организация детского тур-центра окупится, а не съест сэкономленные на объединении школ средства? Депутаты городского законодательного собрания затребовали от комитета образования подробные обоснования всех реорганизационных мероприятий — и уже осуществленных, и будущих. Но в том, что оптимизация сети школ будет продолжена, сомнений нет. Согласно перспективному плану реструктуризации (до 2012 года), разработанному в комитете образования, следующие в очереди на объединение стоят школы №№ 4, 8, 18 и 23.
Вместо эпилога
Слов нет, оптимизация системы общеобразовательных учреждений школ области — процесс объективный. Но если процесс по шел вразрез с логикой, это не значит, что его нельзя корректировать. И роль контролеров в этом случае должны играть отнюдь не толь ко чиновники, но и педагоги, а также родите ли, дети которых в результате реформ могут и лишиться чего-то привычного и необходимо го, и приобрести что-то. А вот что это будут за приобретения — это нужно знать заранее.