Суббота, 30 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Садко made in China

{mosimage}Российский рынок сувенирно-рекламной продукции оценивается в 300 млн. долларов. Ориентированный на туриста сувенирный рынок Великого Новгорода, принявшего в прошлом году 170 тыс. российских и зарубежных гостей, в нем — маленькая капля. По оценкам специалистов Российского союза туриндустрии, приезжающий в Великий Новгород среднестатистический турист тратит на подарки 100 — 2 000 рублей и выше. Но в большинстве случаев деньги остаются при хозяине: потратить их много и с удовольствием не на что. Сувениры в Великом Новгороде не отличаются разнообразием и уж тем более не позиционируют наш город как Родину России.
На новгородском сувенирном рынке господствует азиатская продукция, около 70% продаваемых изделий сделано в Китае. Продавцы привозят их из Москвы, где закупают оптом. Так что сувениры, что у нас, что в других городах, получаются на одно лицо. Древний русский город это, конечно, не красит, но предложений со стороны местных товаропроизводителей почти нет.
Изготовлением колоритных новгородских подарков занимаются в основном индивидуальные предприниматели-ремесленники. А вот предприятий, выпускающих сувенирку в промышленных масштабах, почти не осталось: новгородский завод металлоизделий «Олевс», ОАО «Крестецкая строчка» да обанкротившийся  «Пролетарский фарфор». Есть еще рекламно-производственные компании «Плюмар» и «Лоцман», однако в основе их сувениров — все тот же Китай, украшенный новгородской символикой.
— В Новгородской области очень мало предприятий, ориентированных на производство аутентичной сувенирной продукции. А те, что есть, не готовы выпускать сувениры малыми партиями, им нужны большие объемы. Специализирующиеся на выпуске дорогого эксклюзива ремесленники не могут удовлетворить рыночный спрос. В результате продавцы работают с импортом, а турист инвестирует не в местную экономику, — комментирует Ольга КАРПОВА, декан Московской высшей школы социальных и экономических наук. Именно ее пригласили в качестве эксперта на проект «Традиционные промыслы и сувенирная индустрия Новгородской области», который разработал областной комитет культуры, туризма и архивного дела.
Под эгидой этого проекта в Великом Новгороде прошел семинар по разработке новых идей для балансирующей между промышленностью и ремеслами новгородской сувенирки.

Что? Кому? Зачем? Почем?
Биться над идеей идеального новгородского сувенира, не зная аудитории и ее запросов, все равно что собираться в Великий Новгород, а билет купить в Нижний. Многие, кстати, так и делают: в головах не увлекающихся историей путешественников это одно и то же место.
Отстроиться от конкурента помог бы в том числе и запоминающийся сувенир, визуально передающий образ древнего города. Найти этот образ довольно сложно: каждый турист воспринимает Великий Новгород по-своему: для детей — это город-сказка, для подростков — город-легенда, для взрослых — город-музей и город-история. Свои представления о Великом Новгороде у иностранцев и у приезжающих в город по делам бизнесменов и VIP-персон.
— Как нет среднестатистического туриста, так не должно быть и среднестатистического подарка. Каждой из целевых групп необходимо предложить свой сувенир из Великого Новгорода, отражающий его дух, историю и уникальность. Это должен быть подарок-брэнд, подарок — реклама города, — уверен Дмитрий ЗИЛЬПЕРТ, креативный директор агентства «Артоника» (Москва).
Исследования рынка сувенирной продукции демонстрируют несостоятельность предложения почти по всем перечисленным целевым группам. На сувенирном рынке есть все, и нет ничего: продавец не ориентируется на запросы конкретного покупателя. Потому так безлики и так малофункциональны продаваемые на нем подарки. Что хотел бы увезти турист из Великого Новгорода?  «Да все что угодно, главное, чтобы это было самобытно, интересно и качественно», — считает Оксана ЧЕРНЕГА, исполнительный директор НП «Офис Туризма Великого Новгорода «Красная изба».
Для женщин — ювелирные украшения, стилизованная под народный костюм модная одежда, трикотаж, платки и палантины, вещи для интерьера, книги с традиционными новгородскими кулинарными рецептами. Мужчинам — галстуки, запонки, кружки, футболки, шахматы в виде фигур древнерусских воинов, копии древностей — музейные реплики, обложки для документов, свитера с традиционными орнаментами. Детям — познавательные и развивающие конструкторы и пазлы, компьютерные игры-стрелялки на исторические темы, игрушки-приколы. Огромные возможности у мультипликации, где персонажи — герои новгородских сказаний и былин. 
— В России пока мало тематических туров для молодежи и семейных групп, привязанных к определенному событию или легенде. Соответственно, мало и событийных сувениров. Великий Новгород мог бы стать пилотным в этом отношении. Семья с детьми или молодая пара, путешествующая на автомобиле, — самый быстрорастущий сегодня сегмент российского туристического рынка и самый большой средний чек. Нижний уровень покупки — 500 рублей на человека. Огромные возможности для экономического роста территории и прекрасный канал для ее продвижения на туристическом рынке, — считает исполнительный директор Северо-Западного отдела Российского союза туриндустрии Юлия РЫБАКОВА.

И я там был...
Главный смысл сувенира — пробуждать воспоминания и побуждать повторить путешествие. Побывал турист в Великом Новгороде, купил сувенир и, демонстрируя его, с гордостью говорит: «И я там был!». Или обратный пример: через интернет-магазин купил работы новгородских художников и решил, что надо бы с ними вживую пообщаться. Вот и еще один турист — добро пожаловать!
Сейчас новгородские мастера вынуждены сами заниматься сбытом продукции, организуя продажи своих работ через арт-салоны и галереи. Елена ЖИРОВА, директор галереи «На торгу», говорит, что искусство местных художников, ремесленников особенно востребовано иностранцами и жителями мегаполисов.
 — Матрешками, хохломой, гжелью, популярными 7—10 лет назад, эти покупатели уже наелись. Для них лучший новгородский сувенир — самобытное изделие ручной работы, картины, керамика, береста, батик, текстиль, вышивка, ювелирные изделия, — говорит галеристка.

Он же памятник!
В салонах и галереях соотношение дешевого сувенирного ширпотреба и более дорогих изделий местного производства оценивается приблизительно 50 на 50. Несмотря на тягу туриста к эксклюзиву самыми популярными новгородскими сувенирами по-прежнему остаются копии памятника «Тысячелетие России». Большие, маленькие, гипсовые, металлические, фарфоровые, бронзовые, по цене от 100 до 40 тысяч рублей за штуку, одинаково хорошо продаются и в салонах, и в торговых рядах. Огромным спросом пользуются изображения Софийского собора, Кремля.  Где делают эти чисто новгородские сувениры? Как правило, все в том же Китае.
Как вернуть сувенирку в Отечество? Эксперты советуют обратиться к опыту Норвегии, Финляндии, Эстонии, где производство своего сувенира стало частью культурной и экономической политики. Занимается им поддерживаемый государством малый бизнес, обеспечивая дополнительную занятость населения и принося доходы в местные бюджеты.
Новгородские предприниматели к этому сегменту рынка пока только присматриваются, отдавая его на откуп иностранному товаропроизводителю
 
Ольга СЕМЁНОВА
Владимир МАЛЫГИН  (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

По храмам Поозерья

Ветеран СВО Дмитрий Кузьмичёв стал автором просветительского проекта «В гостях у батюшки».

27.11.2024 | Общество

Валерий Шеботинов: «Парусный спорт — это постоянная борьба с ветром, соперником и с самим собой».

С компасом по глобусу

Чтобы стать путешественником, новгородцу Валерию Шеботинову пришлось попрощаться с географией

27.11.2024 | Общество

Иван Гаврилов: «Многие хотят назад, в СССР. Нет, ребята, без меня».

Расселись тут…

Из воспоминаний рождённого за колючей проволокой

27.11.2024 | Общество

Мошенников интересуют те, кто нуждается в деньгах или ищет быстрый заработок. Например, студенты и школьники, у которых есть банковские карты

Как не стать дроппером?

Дроппер, или дроп — это человек, который вольно или невольно оказывает услуги мошенникам. Он, выполняя указания преступников, помогает им обналичивать украденные деньги

27.11.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции министерства здравоохранения Новгородской области Татьяна Ткаченко рассказала о ВИЧ и СПИДе

27.11.2024 | Общество

Меры поддержки участников СВО и их семей обсудили на заседании комиссии.

Мы рядом!

Состоялось заседание межведомственной комиссии по поддержке участников СВО и членов их семей

20.11.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 27.11.2024 года

РЕКЛАМА