Сам российский конкурс-концерт стартовал выступлением детской группы «Непоседы», подарившей миру Влада Топалова и группу «Тату». Дети исполнили попурри из песен прошлых победителей конкурса. Наиболее рискованным оказалось прочтение позапрошлогодней сербской песни Molitva: дети в ролях сербских лесбиянок смотрелись действительно душераздирающе и задали ритм и тон всего вечера.
Потом пришло время конкурсантов. Тут стоит напомнить, что после появления в списке финалистов Анастасии Приходько по этическим соображениям вышел из состава жюри автор исполняемой ею песни «Мамо» Константин Меладзе.
Большая часть конкурсантов по традиции представила зрителям усредненную кальку с европейского и американского арэнби и электропопа, которые легко бы затерялись среди прочих аналогичных номеров. Другими словами, из конкурсной программы еще до голосования можно было выделить трех фаворитов.
Предсказуемо, первым среди них стала Валерия. В ее песне Back To Love роль национального изюма исполнял фрагмент первого концерта Петра Чайковского. Другими двумя претендентами в призовую тройку стали упомянутая певица Приходько и закрывший конкурсную программу мужской квартет «Кватро». И если возложенные на песню «Кватро» «Любовью отвечай» надежды после исполнения казались чрезмерными, то песня российской украинки вызвала некоторые шевеления в умах и сердцах.
Певица вышла пред очи зрителей в черном — сам ее сценический образ, в противовес заискивающей цветастости прочих исполнителей, смотрелся крайне выигрышно. Песня «Мамо», между тем, стала еще одним поводом признать композиторское чутье Меладзе, в нужных пропорциях смешавшего любимые европейской публикой этноэлементы и ненавязчивую глянцевитость аранжировки.
Ну а тот факт, что песня-финалист наполовину написана на украинском, вызывал смешанные чувства в диапазоне от восхищения красотой мовы до возмущения неполиткорректной наглостью певицы и ее продюсера. В ответ на все обвинения Меладзе спокойно парировал: мол, у музыки нет языка и национальности, а такая песня — хороший символ дружбы народов. Означенный символ собрал у зрителей 25% голосов и таким образом стал главным лидером отбора.
Покорно отслушав всех исполнителей, после непродолжительного голосования жюри вынесло свой вердикт: Россию на «Евровидении» будет представлять Анастасия Приходько. Тут эмоции конкурсного закулисья разделились: одни поздравляли певицу, другие с сочувствием наблюдали за злобно убегающими из студии Пригожиным и Валерией. По свидетельствам очевидцев, столкнувшись в коридоре с Меладзе, продюсер даже не поздоровался.
И было отчего. Уж очень скандальным стало появление Анастасии Приходько в российском отборочном туре. На Первом канале все было готово к тому, что российский финал будет состоять из 15 участников. Приходько свалилась на россиян как снег на голову — за двое суток до дня выступления. В России нет четкого регламента проведения национального отбора. В этом году решено было определить тройку лучших «народным голосованием», но список кандидатур все равно готовился в кулуарах «Останкино», поэтому формально вопрос с участием Приходько мог решиться хоть по ходу прямого эфира. Тем не менее протекционизм налицо: всего на канал поступило 1,5 тыс. заявок на участие, и вряд ли хоть одна из этих заявок могла быть рассмотрена столь же оперативно. Если использовать теннисную терминологию, победительнице «Фабрики звезд» российские организаторы выдали wild card, то есть право в любой момент присоединиться к соревнованию, если на другом турнире, проходящем параллельно, ее постигает неудача. Но в теннисе это право дается первым ракеткам мира, а Приходько к лучшим голосам России относить, очевидно, рановато.
Кстати, хронометраж новой песни «Мамо» в исполнении Анастасии — 3 минуты 14 секунд (по правилам «Евровидения» должно быть не более трех минут). Видимо, не успели все поджать. Между тем в Украине Приходько тоже участвовала в отборе на «Евровидение-2009», но не прошла даже в полуфинал. Ее дисквалифицировали за то, что песня превышала допустимый формат на целых 40 секунд! После дисквалификации она и попросилась к нам…