Жестоко называть идею организации конкурса детской моды и дизайна в 1998 году авантюрой. Скорее, это была мечта о Великом Новгороде как о городе, в котором можно осуществить зрелищное, талантливое шоу под стать столичной неделе моды. Но идея была слишком иллюзорной, поскольку лёгкая промышленность к концу 90-х годов в Новгородской области давно пребывала в кризисе. Крупные швейные фабрики в областном центре и районах, как, например, «Юность», занимавшиеся пошивом детской одежды, одна за другой обанкротились. Спасти положение «Золотая пуговица», которую по инерции именовали конкурсом детской моды и дизайна, не могла. Художники трикотажной фабрики «Фанг» много лет назад принимали участие в модном состязании, показывали детскую трикотажную одежду: рейтузы, джемперы, юбки, шапки, шарфы, рукавицы.
— Однако в конце концов наше предприятие, как и многие другие швейные фабрики области и Великого Новгорода, не выдержало конкуренции с хлынувшим из Польши и Китая дешёвым ширпотребом, — рассказывает Светлана ИЛЬИНА, технический директор ООО «Фанг». — Эти страны завоевали рынок, и вернуть его назад очень сложно.
«Фанг», единственное предприятие в Великом Новгороде, занимавшееся производством трикотажной одежды и имевшее 4 филиала в районах, сейчас находится в плачевном состоянии: шьёт рукавицы и перчатки, полгода — работает, полгода — стоит. Так что ему не до модных показов. Да и конкурировать на «Золотой пуговице» не с кем: производителей детской одежды в области не осталось. Сейчас это конкурс любителей: маскарадные костюмы для своих детей шьют родители.
Ресурс исчерпан
Тем не менее Светлана Чазова считает, что «Золотая пуговица» может быть интересной для действующих швейных предприятий. Например, как кладезь кадровых ресурсов. Конкурс карнавального костюма оказался востребован у новгородских женщин. Число участниц с каждым годом растёт. В 2007 году их было около 100, в 2008 -м
— 130, в нынешнем — уже порядка 150. Обновляются и номинации. В «Золотой пуговице-2009» к номинациям «Новогодняя феерия», «Герои русских сказок», «Герои мультфильмов» и ряду премий, учреждённых спонсорами конкурса, добавилась номинация «Карнавал». С каждым конкурсом, по словам Светланы Чазовой, уровень мастерства большинства участниц состязания повышается.
— Недавно был случай, — рассказывает основательница конкурса, — когда одну из мамочек мы попросили вывернуть костюм её ребёнка наизнанку и, увидев идеально простроченные швы, сказали: «Извините, но костюмы фабричного производства мы не принимаем». И этим страшно обидели женщину, потому что на самом деле она собственноручно сшила вещь.
По глубокому убеждению Светланы Чазовой, руководители новгородских швейных фабрик могут найти среди участниц конкурса будущих ценных работников — профессиональных модельеров, швей, глубоко преданных своему делу.
— В конце концов, участие в конкурсе поднимет предпринимателей в глазах их партнёров, — указывает Чазова.
Тем временем новгородские предприниматели, занятые в сфере производства и торговли одеждой, не видят в «Золотой пуговице» возможностей для своего развития. В области действуют швейные фабрики «Скара», «Словена», «Галина», Danel, но они либо работают по готовым лекалам, не имея в штате модельеров, либо шьют только взрослую одежду. И не готовы нести дополнительные затраты на подготовку коллекций для городского конкурса.
— Нам интересно участвовать в выставках модной одежды в Москве и Петербурге, — рассказывает Максим БУРАНОВ, владелец магазина Danel. — Там, кстати, существуют программы поддержки местных производителей одежды, модельеров, для них отводятся целые этажи в торговых центрах в отличие от Великого Новгорода.
«Золотая пуговица» возможностей для выхода на столичные модные рынки не даёт. По словам Светланы Чазовой, на заре зарождения права на «Золотую пуговицу» собирался приобрести один из московских бизнесменов, организовывавший показы модной, в том числе детской, одежды в Измайловском гостиничном комплексе. Великий Новгород как красивый, старинный город подходил для проведения гламурных мероприятий, сюда с удовольствием съезжались бы модельеры Северо-Запада, однако те переговоры закончились ничем. Впрочем, некоторые новгородские производители одежды с большим скепсисом оценивают возможности своего продвижения в столицы. Как отметила Татьяна БОЙЦОВА, генеральный директор фабрики «Словена», рынки пошива одежды в Москве и Петербурге давно поделены между местными производителями.
Да здравствует карнавал?
В общем, конкурс, который когда-то должен был поддержать развитие детских модельеров в Великом Новгороде, приказал долго жить. Надолго ли, сама Светлана Чазова сказать не может, ссылаясь на трудности с поиском дополнительных финансов и спонсоров. Она, по её признанию, сейчас готовится писать проект следующего конкурса карнавального костюма. И неправильно, наверное, будет относиться к сегодняшней «Золотой пуговице» как к соревнованиям домохозяек. Это большой городской праздник, ожиданием которого и затем воспоминаниями о нём живут уже больше сотни новгородских семей.
Хотя нельзя не сказать о том, что Светлана Чазова хочет вдохнуть новую жизнь в «Пуговицу» — провести карнавал в Великом Новгороде, участниками которого могли бы стать самодеятельные модельеры.
— Карнавал — это место, где концентрируется большое количество живой положительной энергии, — рассказывает Чазова. — Попадёшь на карнавал и потом весь год пребываешь в позитиве.
Планируется, что в этом году в программу Ганзейских дней, на которые съедутся тысячи представителей европейских государств, войдут карнавальные шествия, традиционные для Европы и не принятые в России. Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, существующий там со времён средневековья. Его главная идея — выход из обычной жизни, по выражению русского философа Михаила Бахтина, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Удастся ли Чазовой стать зачинательницей традиции карнавала в Великом Новгороде, можно только гадать. Ясно одно: «Золотая пуговица» перестала быть конкурсом детской моды и дизайна и ещё не стала карнавалом, участников которого нельзя ставить в условия конкуренции, ведь главная изюминка переодевания — хоть и временная, но свобода.
Владимир МАЛЫГИН (фото)