в живых, опустел и родительский деревенский дом. Но в семье по-прежнему почитается православная святыня — икона Смоленской Божией Матери, волею случая появившаяся
в ней в военные годы.
Произошло это в начале войны в небольшой старорусской деревушке. Бои уже прокатились по здешним местам, оставив после себя разруху и голод. Васильевы, как и многие тогда, думали лишь об одном — как выжить, чем прокормить своих детей. Их в семье было восемь. Остатки муки смешивали с лебедой — это и было зачастую единственной едой. Но однажды вечером в их дверь постучалась усталая, изможденная женщина с двумя маленькими детьми. Скорее всего, она выбрала именно этот дом потому, что он был крайним в деревне — стоял в отдалении, возвышаясь на холме. Еще бросился в глаза деревенским жителям огромный узел, висящий на руке беженки.
Женщину и детей приютили, накормили и оставили на ночлег. Как объяснила женщина, на Новгородчину ее пригнала война, и она должна идти дальше в поисках родных. Почему-то в память отца Елены, которому в ту пору было 13 лет, врезалось слово Смоленщина. Может быть, именно оттуда и пришли нежданные гости? С уверенностью утверждать это моя собеседница не могла, не были в этом уверены и ее родители. Тяжелый тюк беженка поставила в угол кухни, и 13-летний Василий из детского любопытства попытался отогнуть края толстого платка, чтобы увидеть, что в него завернуто. Пальцы мальчишки наткнулись на что-то твердое.
Что это такое, выяснилось на следующий день. После завтрака родители Василия отсыпали беженке на дорогу муки с лебедой, а та, прощаясь, вытащила из своего узла икону в большом, метр на метр, деревянном окладе. Это была икона Смоленской Божией Матери. «Это — единственное, что я сохранила из родного дома, — промолвила женщина. — Остальное уже все выменяли на еду. Но у меня нет больше сил ее носить. Главное — спасти детей! Я оставлю икону у вас, сохраните ее. Пусть она охраняет дом. А если я останусь жива, то непременно за ней вернусь!».
Все военные годы икона так и хранилась завернутой в деревенской избе. Но шло время, а ее хозяйка так и не объявлялась. Родители Василия сделали для иконы полку в углу комнаты, и с тех пор она ни разу не покидала это место. Отец рассказывал Елене, что в советские времена из-за этой иконы он терпел немало неприятностей — его, члена партии, не раз прорабатывали на партийных собраниях и политбюро. Однако супруги Васильевы были непреклонны, заявляя всем, что ни за что не уберут икону из красного угла. Такое отношение к Смоленской Божией Матери передалось их детям — подарок канувшей в безвестность беженки стал семейной реликвией и до сих пор охраняет деревенский дом.
Елена сказала, что однажды попыталась сдвинуть икону с места, но с первой попытки сделать ей это не удалось — подсевший от времени дом словно не отпускал ее, удерживая мертвой хваткой. Тем не менее и дети, и внуки Васильевых намерены сохранить лик Божией Матери в потемневшем окладе. А вместе с ним и память о беженке с маленькими детьми.