Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Дежурный по истории

Как железнодорожник переквалифицировался в краеведы

Трудно сказать, насколько известным человеком в Старой Руссе является Анатолий ВАСИЛЬКОВ. А вот то, что о Старой Руссе ему известно многое, не вызывает сомнений.

Наш герой — в прошлом потомственный железнодорожник, сейчас — пенсионер и краевед. Издал две книги, посвящённые истории своего города, и работает над третьей.

— Анатолий Михайлович, прочитала в Интернете, что вы — из семьи железнодорожников. Это многое объясняет.

— Да, я родился в семье железнодорожников. Отец был дежурным по станции, мать — стрелочницей. Когда подрос, они сказали мне: «Ни в коем случае не иди работать на железную дорогу».

— И вы пошли?

— Да, я — железнодорожник. Закончил ЛИИЖТ (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. — Ред.). Потом работал на разных должностях в Старой Руссе, Дно и Пскове. Но всегда мечтал вернуться в родной город, и в 1989 году предложили переехать в Старую Руссу — начальником станции. А с 2006 года — пенсионер.

— И краевед. Что привело на эту дорогу?

— Еще когда работал, не раз приходилось проводить экскурсии по Руссе, когда здесь проходили совещания и съезжались коллеги. Они знали, что я интересовался историей. А железная дорога — это стечение обстоятельств. Сотрудница детской библиотеки Зинаида Васильевна Овечкина попросила помочь с поиском информации о забытой и заброшенной железной дороге Старая Русса — Новгород. Именно она впервые пригласила меня в областной архив как своего помощника. И с этого всё началось. Теперь не вылезаю из архивов Питера и Новгорода.

— Результатом той работы стала ваша первая книга «Чугунка, которой нет», изданная в 2008 году.

— Да, её мне подарили жена и сыновья — втихаря издали. Дело было так. Я собрал все материалы, книга уже была готова к изданию, а денег не было. Я ходил, страдал, думал: где деньги взять. Семья сбросилась, и в день рождения мы поехали в Питер в типографию забирать тираж — 500 экземпляров.

— А почему чугунки не стало?

— В 1943 году солецкие подпольщики взорвали мост на этой дороге, и она перестала действовать. Потом, когда наши войска освобождали эти места, они в первую очередь восстановили дорогу на Псков. Восстановление новгородской ветки на некоторое время отложили, но этим планам так и не удалось осуществиться. В середине 80-х об этой дороге снова вспомнили: тогда наш регион не справлялся с пропуском поездов на Ленинград, Эстонию и Латвию. Но планы вновь остались планами. Пришли 90-е годы, прибалтийские государства вышли из состава СССР. Теперь в реконструкции уже нет необходимости.

Кое-что от старой дороги сохранилось: подъездные пути — рядом с Панковкой и Борками, в Старой Руссе. Целы насыпь на всем протяжении и устои мостов через речки. Трудно поверить, что столетие назад поезда, проходившие по этой дороге, были целым событием для сельской молодежи. Дети сбегались посмотреть на шедший по рельсам паровоз. Кстати, в 1916 году хотели строить даже ветку Старая Русса — Старая Русса курортная, но в 1924 году пустили трамвай «Вокзал — Курорт».

В общем, об этом можно много говорить. И материала, я уверен, еще в архиве немало. Пускай люди пользуются.

— Получается, что Русса в первой половине XX века была крупным железнодорожным узлом?

— Должна была стать. Помешали война и революция. Я знаю, что еще в конце XIX века шло обсуждение перешивки новгородско-старорусской ветки на широкую колею и строительства дороги через Поддорье, Холм с выходом на Великие Луки и далее на Смоленск.

В начале войны по Руссе ещё ходил трамвай— Хотели связать Северо-Запад России с хлеборобными регионами?

— Да. Николаевская железная дорога не справлялась с грузоперевозками. И Мариинская водная система тоже. Для связи хлеборобных районов с портами Прибалтики и Псковской и Новгородской губерниями в 1897 году построили Бологое-Псковскую линию.

Хотя, с другой стороны, власти Старорусского уезда вели себя не очень активно. Я не раз находил в архивах документы о том, что Демянск просит провести железную дорогу, Валдай просит, Сольцы — тогда они назывались посад Сольцы… Холм просил. А Старая Русса — нет. Недавно нашел в архиве дело: новгородский губернатор дал поручение уездным властям подготовить обоснование необходимости организации железнодорожного сообщения через их уезды. Дело было в 1890-е годы. Я заранее обрадовался: «Ну, — думаю, — рушане не могли этим не воспользоваться». И зря. Что ответили из Старорусского уезда? Отчитались о посевах зерновых, гречихи, количестве скота. И всё. По поводу дороги сообщили, что не знают, как она будет проходить, а городской голова им вообще не предоставил нужные материалы. Честно признаться, я был возмущен такой пассивностью, недальновидностью. И очень удивился, когда обнаружил, что губернатор всё это отправил в Петербург.

— Но это не единственная ваша книга. Есть еще одна — «Ходил по городу трамвай».

— О трамвае в Старой Руссе много говорят. Якобы он не ходил уже с 1939 года. А это не так: трамвай ходил еще в начале войны. Есть свидетели. Один из них — сейчас пенсионер — живет в Казахстане. Он еще мальчиком вместе с матерью в 1940 году переехал в Руссу из Пскова. Он рассказал, что как-то в 1941 году, когда город бомбили, он с мамой на трамвае ехал на вокзал.

Ещё моя родственница, сейчас живущая в Риге, — ей 95 лет — вспоминает, как ездила на трамвае. Мальчишки садились на так называемую «колбасу», механизм, соединявший вагоны, милиция на них свистела и сгоняла.

— Над чем сейчас работаете?

— К сожалению, временно отошел от железнодорожной темы. Я еще в процессе работы над «трамваем» заинтересовался работой городских голов в Старой Руссе. Сейчас изучаю историю старорусского городского самоуправления, собираю материал о людях, занимавших пост городского головы. Работы немало, потому что нужно охватить период с 1767-го по 1918 годы.

Институт городских голов в России ввела своим указом Екатерина II — в 518 городах империи. В Руссе первым городским головой стал Иван Иванович Попов, купец.

Очень интересна процедура избрания голов. Собирались именитые граждане города и голосовали по очереди за каждого кандидата — с помощью шаров, которые клали в специальный ящик. В документах так и пишут «баллотировка шарами». На правой стороне ящика было написано «избираю», на левой — «не избираю». Шары подсчитывались. Так голосовали по каждой кандидатуре. Затем принимали решение по победителю и отправляли его на утверждение губернатору. Вначале городских голов избирали на два года.

Интересно, что Екатерина II повелела, что даст избранным депутатам свой наказ, а они в свою очередь должны собрать малые наказы — у жителей. Потом депутаты собирались в столице для того, чтобы обсудить все наказы и выработать законы управления государством и на местах. Но завершить эту работу не удалось, началась турецкая война.

Железнодорожный вокзал — красно-каменный красавец — погиб под бомбамиВ 1775 году Екатерина ввела изменения в систему избрания городских голов. Срок работы в этой должности был увеличен до трех лет. К слову, претендовать на пост городского головы мог только мужчина в возрасте начиная с 30 лет.

По моему мнению, наиболее демократичным законодательство по городскому самоуправлению стало при Александре I. При нем в выборах городского головы участвовали не только богатые горожане: город делился на три избирательных собрания, и каждое избирало одну треть гласных, которые избирали из числа гласных городского голову на 4 года.

Что меня по-настоящему удивляло, так это то, что евреи не могли быть избранными городским головой.

— Кто из городских голов, на ваш взгляд, внес наибольший вклад в развитие Старой Руссы?

— У меня наибольшее уважение вызывает Иван Иванович Ванюков. Он был городским головой с 1903-го по 1917 годы. За это время в городе было сделано очень много. Кстати, трамвай был именно его инициативой. В 1915-м Ванюков участвовал в съезде по развитию курортов, где выступал с докладом, в котором один из разделов был посвящен трамвайному движению. Ванюков предлагал связать им вокзал с курортом, окраинами города и дачными участками.

— В общем, мыслил Ванюков не провинциально.

— Да. Именно при нем в Старой Руссе появилась водонапорная башня, новые средства освещения, электростанция. Он, говоря современным языком, пробил идею о том, чтобы в поезде Петроград — Старая Русса были вагоны для инвалидов — с широкими дверьми. Проводники в этом поезде подавали чай, раздавали буклеты, в которых рассказывалось о Руссе, чем знаменит город. На Привокзальной площади при Ванюкове организовали работу курортного бюро, где тоже можно было получить буклеты о работе здравницы, стоимости ванн, наличии мест проживания. Этот человек достоин уважения, и люди должны о нем знать и помнить.

Фото Владимира БОГДАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

В Год семьи у супругов Ирины и Антона Казаковых из Валдая родился пятый ребёнок. У старших Глеба, Григория, Егора и Вари появилась младшая сестрёнка Василиса.

Всё в комплексе

В национальный проект «Семья» войдут пять федеральных проектов

17.07.2024 | Общество

Средства, взятые по семейной ипотеке, можно направить на строительство собственного дома.

Где мы – там и дом

Новгородская область вошла в число регионов с расширенными возможностями семейной ипотеки.

17.07.2024 | Общество

Нелли Комальдинова не только заведует консультацией, но и сама проводит приём, имея большой опыт работы в акушерском отделении (в том числе и операционный). Недавно врач удостоена престижной награды «Человек года».

Право на жизнь

С октября минувшего года в Новгородской области реализуется проект «Здравствуй, мама!», направленный на мотивацию рождаемости

17.07.2024 | Общество

Самое главное — не оставлять маленьких детей без присмотра.

Опасная высота

Следователи объяснили родителям, как не допустить падения ребёнка из окна

17.07.2024 | Общество

Соблюдайте базовые правила кибербезопасности: надёжное хранение паролей, защиту данных, защиту от вредоносного ПО, резервное копирование и другие

Двойник от нейросети

Как защититься от дипфейка в Интернете?

17.07.2024 | Общество

Изображение от freepik

Как распознать деменцию и предотвратить развитие этого неизлечимого заболевания?

Деменция способна полностью разрушить личность человека. И, к сожалению, нет такого лекарства, которое бы её вылечило. Н...

17.07.2024 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА