Воскресенье, 14 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Где дорога, там и путь

Во что льготникам обойдётся проезд в общественном транспорте25 февраля 2015 года областная Дума приняла законы, изменившие порядок предоставления региональных льгот. Одним из самых обсуждаемых вопросов стал единый социальный проездной билет (ЕСПБ). В редакцию «НВ» люди тоже обращаются за разъяснени

Во что льготникам обойдётся проезд в общественном транспорте
25 февраля 2015 года областная Дума приняла законы, изменившие порядок предоставления региональных льгот. Одним из самых обсуждаемых вопросов стал единый социальный проездной билет (ЕСПБ).

В редакцию «НВ» люди тоже обращаются за разъяснениями. А мы, в свою очередь, попросили вице-губернатора Юрия МАЛАНИНА уточнить детали новой системы приобретения проездных.

 — Юрий Сергеевич, несмотря на многочисленные разъяснения в СМИ, не все льготники поняли механизм возмещения их затрат на проездные и кто из них может претендовать на бюджетную поддержку.

— За ветеранами Великой Отечественной войны и другими лицами, приравненными к ним, сохраняются все ранее принятые меры государственной социальной поддержки. Кроме них, на бюджетную поддержку имеют право ветераны труда и граждане, приравненные к ним, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и другие категории граждан, ранее пользовавшиеся Единым социальным проездным билетом.

— Как именно теперь будет оказываться социальная поддержка?

— Мы многократно встречались с представителями общественных и ветеранских организаций, выслушали их пожелания и предложения. В итоге ЕСПБ приостанавливается, но вводятся другие категории проездных билетов, цена которых ниже обычных. Часть расходов по их приобретению будет возмещаться. Точка отсчета — прожиточный минимум.
После длительных дискуссий решено исходить не из одного прожиточного минимума, а двух для получения компенсации. То есть если среднедушевой доход человека ниже двукратного прожиточного минимума, он имеет право на частичный возврат потраченных денег при покупке проездного билета. С 1 апреля минимальный потолок — 19 тысяч рублей. К слову, средняя заработная плата у нас 25 тысяч рублей.

Хотя мое мнение — льготы как таковые не нужны: должны быть нормальные пенсии и зарплаты. А уж если человек попал в трудную жизненную ситуацию, тогда государство и должно ему помогать. До изменений льготами пользовались и вполне обеспеченные граждане — раз дают, что ж не взять...
Кроме того, в отличие, например, от Петербурга, у нас можно было ездить по ЕСПБ неограниченное число раз, что неправильно: и перевозчикам убыточно, и у правительства нет понимания реальной востребованности каждого маршрута — сейчас нет достоверного учета пассажироперевозок. Единый социальный билет покупали в среднем 30 тысяч человек — 5 процентов населения области.

Отмечу важную деталь нового порядка. Прежде разница между фактической стоимостью проезда и полученными от льготников деньгами из областного бюджета уходила в транспортные организации.

— А что меняется с 1 апреля?

— Теперь бюджет не будет компенсировать перевозчикам выпадающие доходы за перевозку льготников. Отныне помощь будет оказываться напрямую нуждающимся.

Цена городского проездного в Великом Новгороде для участников и инвалидов Великой Отечественной, а также малолетних узников фашистских концлагерей выросла со 120 до 500 рублей в месяц. Но им будут компенсировать 380 рублей. На это имеют право и блокадники Ленинграда, и труженики тыла. Для других льготников проездной по городу обойдется в 900 рублей. Им будут компенсировать 300 рублей. Обычный проездной в Новгороде, к слову, стоит 1350 рублей.

— Огородники и дачники областного центра переживают: им-то придется приобретать два проездных билета, если дача в Новгородском районе. А там пригородный билет оценили в 1400 рублей.

— Все дачные массивы расположены в основном вокруг Новгорода — их порядка 35 тысяч. Ветеранам войны и приравненным к ним категориям лиц при покупке пригородного проездного будут компенсировать 1280 рублей. Остальным льготникам, у кого доход ниже двух прожиточных минимумов, вернут 800 рублей. Сезонный пригородный билет обойдется в 3900 рублей, то есть каждый месяц обойдется дешевле на 100 рублей. Если приобрести сразу на пять месяцев — 6000 рублей, то есть 500 рублей экономии. А в Панковку и Новую Мельницу «дачный» проездной не нужен.

— По двум бесплатным поездкам по области для льготников тот же порядок компенсации — два минимальных прожиточных минимума?

— Да, это уже компетенция социальных служб, особенно в случае поездок по предписаниям медиков. Тогда поездок на основании медицинских заключений может быть больше двух. Напомню, что прежде этим правом пользовались только 4,4% льготников.

— Для получения компенсации нужно будет писать заявление в своем РКЦ или в многофункциональном центре. Но готовы ли они к такой работе?

— Для получения денежной компенсации фактически понесенных расходов необходимо обращаться в РКЦ или МФЦ. Льготные проездные РКЦ и сейчас продают. С 1 мая при покупке билета человек здесь сможет заполнить бланк заявления на возврат части суммы на его сберкнижку или банковскую карту. В РКЦ выдавать деньги не будут. Заявление нужно будет писать один раз в год. Расчетно-кассовые центры будут передавать все заявления в МФЦ, имеющие защищенные каналы связи с Пенсионным фондом, который располагает сведениями о размере пенсий. С 1 мая проездной билет будет с отрывным талоном, который будет прилагаться к заявлению льготника, что упростит работу.

— Граждане также опасаются роста стоимости проездного, потому что перевозчики постоянно об этом твердят. Может ли областное правительство обуздать их аппетиты, ведь с 2015 года все полномочия по организации пассажирских перевозок переданы области?

— Никогда перевозчик самостоятельно не устанавливает тарифы. Их устанавливает областной комитет по ценовой и тарифной политике. Перевозчики могут только высказывать нескромные пожелания. Допустим, они хотели получать не 20 рублей за проезд, а от 24 до 32. С другой стороны, есть расчетное количество поездок — 90 на одного человека в месяц. Умножаем на 20 рублей и получаем цену проездного в 1800 рублей. Так что тому, кто покупает даже за 1350 рублей, поездка обходится в 15 рублей.

Ситуация улучшится после введения электронной системы учета. С 1 января 2016 года ни один из перевозчиков не сможет рассчитывать на какие-либо дотации из бюджета, если у него не будет этой системы. Имеются в виду валидаторы — устройства, предназначенные для проверки проездных с электронным чипом. Ими снабдят кондукторов. В итоге появится точная картина системы перевозок, в том числе: какие остановки у людей наиболее востребованы, нужен ли тот или иной маршрут. Уже осенью перевозчики начнут работать в тестовом режиме.

— Но какие-то компенсации транспортным организациям сохранятся?

— Только за разницу в тарифе. Допустим, в Новгородском районе себестоимость поездки за километр — около 5 рублей, а тариф — 2,5 рубля. Вот 2,5 рубля из областного бюджета и будут возмещены.

Если пенсия меньше 19 тысяч рублей, то льготники получат частичную компенсацию за купленный проездной

— В Великом Новгороде самый крупный перевозчик — муниципальный пока еще «Автобусный парк». Решение гордумы о передаче 100 процентов акций предприятия через суд оспорил мэр Юрий Бобрышев. А неопределенность всегда пугает...

— Ситуация на предприятии в дальнейшем может быть еще хуже: оно с каждым днем наращивает убытки. Долги сторонним организациям растут, и по состоянию на 1 января 2015 года кредиторская задолженность ОАО «Автобусный парк» составляет 137,77 миллиона рублей, из которых задолженность во внебюджетные фонды — 65,45 миллиона, а по налоговым отчислениям — 19,06 миллиона.
«Автобусному парку» критически необходимо финансовое оздоровление. Единственная цель, которая преследуется при передаче акций, — сохранение предприятия, поскольку нынешнее руководство не справляется со своими задачами.

Я уверен, что в итоге область получит акции. Пусть и через суд. Будет сформирован совет директоров предприятия, который примет решение о финансовой ревизии, выяснит, кто виноват в том, что предприятие семимильными шагами идет к банкротству. Возможно, причина даже в том, что предприятие не имеет собственных автобусов, арендует их, что способствует наращиванию долгов.
После проведения всех необходимых мероприятий будут сделаны выводы, и на некоторые вопросы директору придется ответить.

— Хочу уточнить по электронной системе: как настроены перевозчики?

— Знаю, что в Новгороде директор АТП-3 Олег Анисимов и Евгений Карпов, глава ПАТ-2, двумя руками за то, чтобы быстрее сделать эту работу. Мы только что завершили анализ маршрутной сети в областном центре. К сожалению, у «Автобусного парка» много дублирующих маршрутов, введенных в 2012–2013 годах. На линии одновременно находится более 30 лишних машин. Какой-то жизненной необходимости в них нет, а арифметика простая: при лишних 30 автобусах затраты-то растут! При этом новгородцы все равно недовольны качеством перевозок.
Думаю, департаменту транспорта и дорожного хозяйства необходимо разместить в прессе предложения Центральной диспетчерской службы об оптимизации маршрутной сети в Великом Новгороде. Потому что какие-то рейсы убираются, какие-то вводятся дополнительно, и горожане могли бы тоже высказать свое мнение. Если же промолчат, то движение в городе будет таким, как его видит ЦДС.


Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Мой окоп теперь здесь»

«Мой окоп теперь здесь»

Антон Сухиненко считает, что нам ещё предстоит выиграть сражение за умы

10.12.2025 | Общество

Ученье и развлеченье

Ученье и развлеченье

Чтобы удержать внимание ребёнка, экскурсовод должен сделать всё и ещё чуть-чуть

10.12.2025 | Общество

Искусство добра

Искусство добра

В День добровольца волонтёров региона отметили памятными знаками, благодарностями и грантовыми сертификатами

10.12.2025 | Общество

Когда картины как дети

Когда картины как дети

Художник Олег Филиппов подарит Музею-усадьбе Суворова в Кончанском свою работу, победившую во всероссийском конкурсе

10.12.2025 | Общество

Люди на болоте

Люди на болоте

Берестяная коллекция Новгородского музея-заповедника пополнилась книгой енисейских старообрядцев

10.12.2025 | Общество

Бонус с минусом

Бонус с минусом

Новая финансовая пирамида Lemon Mall прикрывается инвестициями в косметическую продукцию

10.12.2025 | Общество