Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Где щи — тут нас и ищи,

или Почему тульский пряник известнее Софийского собора? На днях новостные ленты почти всех российских регионов запестрели сообщениями о местных туристических брендах. Брендом Тульской области был признан пряник. В Петербурге — Эрмитаж и белые ночи. В Дагестане — шашлык из баранины и т.д. и т.п.

или Почему тульский пряник известнее Софийского собора?

На днях новостные ленты почти всех российских регионов запестрели сообщениями о местных туристических брендах. Брендом Тульской области был признан пряник. В Петербурге — Эрмитаж и белые ночи. В Дагестане — шашлык из баранины и т.д. и т.п.

ТОПай отсюда!

Топ-100 туристических брендов России определили Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России».

— Подобного исследования в России еще не делалось, — высказался Антон СЕМЁНОВ, генеральный директор журнала «Отдых в России». — Это первая попытка собрать в одном месте всё лучшее, известное и узнаваемое.

Нас «всё лучшее» должно если не расстроить, то изумить. Новгородская область заняла лишь 70-е место в сотне лучших. Нашим брендом, если верить рейтингу, является Софийский собор. Не кремль, не памятник «Тысячелетие России».

При этом любопытно, что на 25-м месте в рейтинге Великий Устюг — как родина Деда Мороза. Не странно ли? Ведь начиная с празднования 1150-летия Великого Новгорода в 2009 году областной центр всюду продвигают как Родину России. Значит, популярность сказочного персонажа перевесила значимость российской государственности?

Дальше — интереснее. ЦИК «Рейтинг» и журнал подготовили четыре дополнительных рейтинга топ-25, разбив их по темам — места отдыха и достопримечательности, туристические маршруты, мероприятия событийного туризма и гастрономические бренды.

Думаете, в них попали наши традиционные щи из крошева, которые уже не один год продвигают на гурмэ-фестивалях в Новгороде? Или Рюриково городище? Фолк-праздник «Капустки» в «Витославлицах»? Новгородская область не попала ни в один из этих списков.

Как же так? Новгород, по данным интернет-сервиса поиска отелей RoomGuru.ru, не вылезает из разнообразных «пятёрок» и «десяток». Мы входим в число самых популярных городов России для туристов — для гастрономического туризма (Топ-10), празднования Масленицы (Топ-5), дня влюбленных (Топ-10), для осенних каникул (Топ-10), путешествий с детьми (Топ-10) и т.д.

Может быть, что-то не так? Либо с нашей туристической отраслью, либо с рейтингом, создатели которого почем зря народ смущают.

Форма лжи

Как создавали топ-100? Авторы исследования обратились с запросами в региональные комитеты и департаменты по туризму, чтобы там им назвали местные бренды. Подключив экспертов и национальный туристический портал Russia.travel., набрали более 400 наименований. Они и вошли в таблицу для опроса, который провели среди 1000 жителей страны 13–19 февраля.

Респондентам нужно было ответить «да» или «нет» на три вопроса: 1. «Известен ли данный бренд лично вам?» (узнаваемость бренда); 2. «Ассоциируется ли у вас данный бренд с указанным регионом?» (связь бренда с регионом); 3. «Хотели бы вы посетить указанный регион, чтобы ближе ознакомиться с данным брендом?» (туристическая привлекательность бренда).

Сумма набранных баллов по трем критериям и определила место каждого бренда в таблице. Наибольшее количество баллов давало первое место и т.д. Так и был сформирован топ-100. Софийский собор набрал в нем 70, 59 и 73 балла соответственно. Что это может значить? Респонденты плохо знают, где именно находится Софийский собор, но не прочь посетить это место. Чепуховина какая-то.

Действительно, всевозможные рейтинги, с помощью которых можно успешно манипулировать общественным мнением и прикрывать собственную бездеятельность, — всего лишь одна из форм лжи. Как статистика. И в новом рейтинге есть чему удивиться.

Например, тульскому прянику, который расположился в первой десятке после Третьяковки, Московского Кремля, Эрмитажа, Петергофа, Большого театра и Исаакиевского собора. Он опередил даже Красную площадь, ВДНХ и Сочи! При этом в рейтинге не нашлось места Казани, считающейся одним из самых популярных туристических направлений в России.

Что касается Новгорода, то он, как рассказывает Евгений РОДИОНОВ, председатель комитета по туризму Новгородской области, по воле журнала «Отдых в России» в 2015 году был на 17-м месте, в 2016-м — скатился на 48-е. А согласно рейтингу Министерства культуры Великий Новгород в прошлом году был на 14-й строчке. Ничего, кроме желания больше никогда в жизни не читать эти рейтинги, эти цифры не вызывают.

— Бренд — понятие нематериальное, — не соглашается с создателями топ-100 Исак ФРЕЙДМАН, советник генерального директора Новгородского музея-заповедника. — Софийский собор не может им быть. Но он — его часть. И я уверен, если задать российскому туристу вопрос: для чего нужно побывать в Великом Новгороде? — он сможет ответить на него. Новгород — место, где можно прикоснуться к истокам зарождения России. Это и есть наш бренд. За этим к нам и едут. Наш город — как Киото, старая столица Японии, где каждый японец считает своим долгом побывать.

«Детинец», вернись!

Опираться, по мнению Фрейдмана, нужно на другие данные — число туристов, остановившихся в новгородских отелях. По официальным данным, в 2016 году количество путешественников, остановившихся в гостиницах Новгородской области, составило 390 тыс. человек, число экскурсантов, приехавших к нам на один день, — 1,3 млн. человек. Рост и там (10%), и там (20%).

Растем! Но кто-то растет быстрее. Например, Владимирскую область в 2016 году посетили более 4 млн. путешественников. Из них 1,7 млн. туристов побывали в Суздале! Он почти на полтора века младше Новгорода. Похвастаться статусом Родины российской государственности и удобным географическим расположением не может.

А если задать в поисковике сайта бронирования отелей Booking.com на ближайшие выходные Суздаль, система выдаст вам 140 вариантов размещения: отели, хостелы, гостевые дома, апартаменты... В Новгороде — 98. Напомню, что Суздаль — город районного значения с населением в 9,8 тыс. человек. В Новгороде проживают более 200 тыс. человек. Сравнение не в нашу пользу.

На этом фоне и появление петиции в адрес врио губернатора Андрея Никитина за возвращение ресторана «Детинец» выглядит неслучайно. Он работал в Покровской башне (памятник ЮНЕСКО) Новгородского кремля с 1968 года и был закрыт в 2009-м. Официальная причина — нарушение требований пожарной безопасности. Дверные проемы в ресторане не соответствовали нормам. А как они могли соответствовать, если появились столетия назад и расширить их было невозможно.

Однако Исак Фрейдман уверен, что вернуть ресторан на прежнее место или в любую из башен Кремля — невыполнимая миссия. Не только по соображениям охраны культурного наследия. «Детинец» частично занимал пристроенную к кремлёвской стене церковь Покрова Богородицы. Увеселительное заведение в храме с нравственной точки зрения неприемлемо, говорит советник.

За прошедшие годы в Новгороде так и не появилось достойной альтернативы «Детинцу», точке экзотического питания с аутентичной атмосферой. Но она нужна, убежден историк.

В общем, по мнению Фрейдмана, Новгороду необходимо работать и над появлением новых точек питания, и над увеличением и улучшением номерного фонда, и над организацией туристических событий — пока что их календарь слишком короток. Кроме того, советник видит существенный разрыв в продвижении областного центра и малых туристических городов региона — Валдая, Старой Руссы, Боровичей...

* * *

Врио губернатора Андрей Никитин на встрече с президентом Владимиром Путиным говорил о важности развития туристической отрасли в регионе. Уже есть и подтверждение тем словам. На минувшей неделе советником главы региона стал Николай Новичков, руководитель рабочей группы по развитию туризма Экспертного совета Правительства РФ.

Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Выход из зимы. Демографической

Выход из зимы. Демографической

В Новгородской области впервые за 10 лет перестала снижаться рождаемость

03.12.2025 | Общество

Фольклор и ивент

Фольклор и ивент

В своей работе самозанятая новгородка сочетает традиции и современность

03.12.2025 | Общество

«Память нашего поколения»

«Память нашего поколения»

Более тысячи школьников из Великого Новгорода стали участниками исторического квиза, посвящённого 80-летию Победы

03.12.2025 | Общество

Последняя книга

Последняя книга

Издан сборник стихотворений и воспоминаний о военном детстве новгородки Аллы Веселитской

03.12.2025 | Общество

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Как узнать свой ВИЧ-статус?

В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечается 1 декабря, специалисты призывают жителей региона пройти тестирование, чтобы обезопасить себя и своих близких

03.12.2025 | Общество

Хит для охотника и поисковика

Хит для охотника и поисковика

На новгородской швейной фабрике разрабатывают куртку, которая будет согревать с помощью пауэрбанка

26.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА