В солецкую деревню приглашают туристов, но туда отказываются ехать даже таксисты
Деревню Горки с Сольцами разделяют смешные 22 километра. Но стоит оказаться на этой дороге, как сразу становится ясно, что к километрам этим просится совсем другой эпитет: непреодолимые. В том, что первая половина пути не так плоха, как кажется, мы убедились на второй половине, когда, миновав какую-то деревушку, наш редакционный водитель Юрий Евгеньевич заметил:
— Раньше были ямы, которые можно было объехать. А теперь я объехать уже ничего не могу, — и сбросил скорость до 25 километров в час.
Отрезанный ломоть
Деревня Горки лежит на границе Новгородской и Псковской областей, в окружении на удивление бесснежных для середины марта полей колхоза «Россия». Помимо колхоза в деревне есть школа, детский сад, магазин, музей и поселковая администрация. Общее число жителей — около 200 человек, при почти полутора тысячах во всем Горском поселении. Отнюдь не глухомань, лишь летом оживляемая приезжими дачниками.
Однако ощущения у жителей деревни от своей жизни совсем иные. Николай Алексеевич Большаков, встреченный нами случайно на безлюдной горской улице, сформулировал их так:
— Есть чувство отрезанности от мира. Автобус в Горки ходит два раза в неделю! А таксисты ломят двойную цену. У кого нет своей машины, тот, считай, заперт в Горках. Да если и есть машина — дорога-то какая?! Я писал президенту. Просил, чтобы поезд на станцию Леменка — тут неподалеку, там тоже Ванюковы жили, — почаще ходил. Передали мое обращение в РЖД, РЖД говорит — нерентабельно!
И продавец в сельском магазине, Татьяна Александровна Михайлова, о том же — об отрезанности.
— К нам даже таксисты отказываются ехать по таким дорогам. А если соглашаются, так готовь 600 рублей за проезд, а то и больше. Это пока у нас жителей не так и мало, но дети-то в нашей деревне жить не остаются. Какие тут перспективы? У меня у самой два сына в Санкт‑Петербурге, — Татьяна Александровна прерывается на то, чтобы отпустить покупателю хлеб, и продолжает. — А ещё фельдшер в нашем ФАПе всего один раз в неделю принимает. Так что в Горках лучше не болеть.
Аншлаг и не аншлаг
С этим утверждением, конечно, не поспоришь. Фельдшера, о которой говорила Татьяна Александровна, мы в этот день совершенно случайно перехватили в другой деревне, буквально за несколько минут до её отъезда на вызов. Юлия ХОДЫЧЕГОВА призналась: по четвергам (а это и есть приёмный день в Горках) в ФАПе аншлаг.
— Меня глава администрации в Горки возит на машине. В 8.30 приём начинается и, бывает, длится до двух-трёх часов дня. А иногда жители Горок сами ко мне приезжают в Крапивно.
В январе в Горках проводил личный прием глава Солецкого района Александр Котов. Информация об этом есть в его блоге. Главе жители жаловались на то же, на что и журналистам: дороги, ФАП. Но присутствовали на встрече всего... три человека! Напомним, из двухсот жителей.
Тут бы, может, и следовало попенять на неактивность горских жителей, да разве язык повернётся? Ну рассказали они о своих проблемах властям, написал глава в своём блоге сочувственный пост. А что изменилось?
— Бюджет района профицитный, не хватает денег на ремонт всех дорог, — напоминает Александр Яковлевич. — Горскую дорогу мы уже частично ремонтировали. Но этого мало. Что касается автобусного сообщения с Горками, то на данный момент у нас заключен договор с предприятием «Автопрокат». Одна из основных проблем этого предприятия — нехватка водителей категории Д. Да и те, что есть, — почти все пенсионного возраста. Молодежь не устраивает зарплата. Я подсчитал, у нас в районе около 60 водителей трудятся на трассе дальнобойщиками. Что нам остаётся? Ждать, когда им надоест спать в кабинах и они вернутся домой? Или вот я выйду на пенсию и пойду шофером. У меня категория Д есть, я могу на любой технике работать.
В старом парке
Но вернёмся в Горки. Ситуация с ФАПом и бездорожьем, описанная выше, могла бы показаться типичной и мало чем отличающейся от ситуации во многих других деревнях, если бы не одно но: в Горках вот уже который год неимоверным напряжением сил пытаются развивать туризм. И несмотря ни на что у них это получается.
Стоит в центре деревни старинное двух-этажное здание с двумя шпилями на крыше и готическими окнами. Некогда оно принадлежало помещикам Ванюковым, занимавшимся разведением породистых лошадей. В этом самом здании у Ванюковых был манеж для выездки. А усадьба (увы, не сохранившаяся до наших дней) стояла чуть ниже по дороге, в живописном парке. Манеж в 1958 году был переделан под здание Дома культуры, в 1988 году реконструирован, и сейчас в этом здании, помимо ДК, размещаются музей и библиотека.
А парк, в котором до сих пор растёт двухсотлетняя лиственница и есть голубое озеро с солёной водой, по инициативе работников культуры и силами всех жителей деревни был приведён в порядок и избавлен от сухостоя в 2008 году.
Тогда-то сотрудники ДК и принялись разрабатывать экскурсионные программы и писать под этот парк различные проекты на получение грантов. Так, в мае 2015 года проект «В солецкий край за «живой» и «мёртвой» водой!» стал победителем Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл», уже много лет в деревне проводится литературно-музыкальный фестиваль «Пою тебя, мой старый парк». Однако с каждым годом энтузиазму работников культуры приходится сталкиваться со все большим сопротивлением окружающей среды.
На голом энтузиазме
В Доме культуры в понедельник выходной, но его директор Татьяна ПОНОМАРЕВА соглашается поговорить с нами. Она позвякивает ключами, открывая дверь в ДК, и рассказывает:
— Сложно подсчитать, сколько у нас бывает туристов, которые приезжают к нам самостоятельно. А вот тех, кто заказывает платные экскурсионные программы, в год бывает около тысячи. Но в последние несколько лет турпоток, безусловно, стал меньше. Зимой не способствует погода, летом — дорога. У нас разработано несколько программ, на все времена года и для всех туристов, и со школой мы тесно сотрудничаем, и свадебные обряды проводим, на Ивана Купалу у нас всегда праздник, не говоря уже о фестивале «Пою тебя, мой старый парк», который не только в нашем регионе знают. Работы много. Но и трудностей — много. Когда мы начинали работать в парке, мы так верили, что у нас всё получится. И вроде бы получается. Но исключительно своими силами, помощи мы ни от кого, даже от природоохранного комитета, не получаем. В парке же работы очень много, нужно избавляться от сухостоя, следить, чтобы не болели деревья, обрабатывать их. А у нас в ДК всего три сотрудника. Но мы барахтаемся! И рады каждой туристической группе, которая заглянет к нам.
* * *
Если полистать подшивку «НВ» и посмотреть материалы, посвящённые Горкам, окажется, что солецкие власти в лице сменяющих друг друга глав вот уже не первый год признают чудовищность состояния дороги до этой деревни. Идут годы, шелестят обещания. Оптимисты от культуры не сдаются, несмотря ни на что.
Фото Владимира МАЛЫГИНА
«От Сольцов до Горок более двадцати километров. Признаю, асфальт местами в ужасном состоянии, но в этом году мы начнём этот путь приводить в порядок — уже прошли торги, скоро начнутся работы», — сказал в 2013 году корреспонденту «НВ» бывший глава Солецкого района Юрий Сычёв. И это не хочется даже комментировать.