«И жизнию своей с Отечеством сквитался»
В 1795 году в селе Юрьево Боровичского уезда была заложена церковь святого Георгия. Деньги на её возведение выделил местный помещик, тайный советник Иван Иванович Кушелев — военный и государственный деятель, один из приближённых императрицы Екатерины II. В 1801 году строительство было завершено, а спустя ещё три года в нём упокоился один из сыновей Ивана Кушелева — Александр.
Родился Александр Кушелев 18 июня 1783 года в Царском Селе. Восприемницей у купели стала сама императрица Екатерина II. Как и полагалось сыну дворянина, Александр с юных лет начал военную карьеру. В 1797 году 14-летний подпрапорщик служил в лейб-гвардии Измайловском полку. Тогда и произошло роковое событие, приведшее в конце концов Александра к гибели.
НАХОДЯСЬ НА ПОСТУ в карауле, подпрапорщик Кушелев за какую-то провинность получил удар тростью от полковника Бахметева. Вспыхнув от оскорбления, юный дворянин вызвал обидчика на дуэль и получил отказ. Вскоре Бахметев уехал из Петербурга, но Кушелев обиду не забыл. Час расплаты, по его мнению, наступил спустя шесть лет, когда обидчик, к тому времени уже генерал-майор, вернулся в столицу. Сам Кушелев тоже теперь был не последним человеком — он имел придворное звание камер-юнкера.
Повторный вызов удивил генерала Бахметева, давно позабывшего о мелком, на его взгляд, инциденте. Однако на этот раз отказаться от поединка он не смог. Дуэль состоялась в Царском Селе: первый выстрел произвёл Кушелев, но промахнулся. Не попал и Бахметев, после чего поединок был прекращён, несмотря на желание Кушелева биться до крови. Однако и без того восстановление чести далось Кушелеву высокой ценой. Наказанием ему стало лишение придворного звания и перевод в 1804 году в Кавказский гренадерский полк, воевавший с персами.
В ПЕРВЫХ ЖЕ сражениях офицер своей храбростью обратил на себя внимание главнокомандующего князя Павла Цицианова. В своём донесении императору Цицианов писал: «Кавказского гренадерского полка капитан Кушелев, за штраф, выключенный из придворного стата и написанный в оной полк на службу, доселе оказывает отличную храбрость и во все опасности мечется, так как в сражении 10 июня отряда генерал-майора Тучкова против персиян был в охотниках. Также в присутствии моём на всех сражениях, отличаясь храбростью, ищет смерти не от чего больше, как от отчаяния, что заслужил гнев вашего императорского величества. Дерзаю всеподданнейше испрашивать ему всемилостивейшего прощения и возвращения прежнего ему старшинства по придворной службе, в коей многие моложе его произведены уже в камергеры, хотя оставя в оном же полку на службе».
Император к просьбе прислушался, пожаловав опального дуэлянта в действительные камергеры. 15 июля в сражении под стенами Эривани капитан Кушелев командовал охотниками, сбил персов с занятой ими высоты и захватил трофеи: значок (небольшое знамя) и два орудия, за что был представлен к ордену святого Георгия 4-го класса. Однако на этот раз царь посчитал, что своим героизмом офицер лишь загладил прежнюю вину, и наградил его менее почётной наградой — орденом святой Анны 3-го класса.
ЭТОТ БОЙ оказался для Кушелева последним. Сразила героя не вражеская пуля — причиной его смерти стала лихорадка. В ночь с 30 сентября на 1 октября он умер в Тифлисе на двадцать втором году жизни. Тело было доставлено в Юрьево и погребено в недавно построенном храме. Над могилой был установлен мраморный барельеф императрицы Екатерины II работы скульптора Федота Шубина (в настоящее время барельеф хранится в Государственном Русском музее). Для самой могилы был изготовлен мраморный памятник, находящийся теперь в фондах Новгородского музея-заповедника. На памятнике «огорчённый отец» и «горестная мать» поместили незатейливые, но трогательные стихи:
«Нельзя, чтоб не воздать хвалы сему Герою,
Который с юных лет гоним был злой судьбою:
С несчастною семьёй
В слезах он расставался
И жизнию своей
С Отечеством сквитался».
Впоследствии в Георгиевском храме были похоронены и намного пережившие сына родители — Иван Иванович Кушелев (умер в 1817 году) и Елизавета Дмитриевна (урождённая Ланская, умерла в 1822 году).
ЗДАНИЕ ХРАМА сохранилось до наших дней. Согласно сведениям, размещённым на официальном сайте Котовского сельского поселения Окуловского района, «усилия по спасению храма прилагает община питерских художников, обживающих деревни Петрово и Юрьево с середины 70-х годов прошлого века». Церковь находится не в лучшем состоянии, однако время от времени в ней проводятся богослужения.
Илья ХОХЛОВ,
ведущий научный сотрудник НГОМЗ
Фото с сайта kotovoadm.ru/istoriya.html