В новгородской мэрии тестируют новую систему управления
Странная штука, но об этих изменениях в работе новгородской мэрии почти не говорят. Хотя для жизни новгородцев и областной столицы они могут иметь краеугольное значение. Мы — об оперативном плане реализации Стратегии социально-экономического развития Великого Новгорода до 2030 года, принятого городскими депутатами. Ещё не расхотелось читать дальше? «У нас тут жизнь, понимаешь, дела, а вы нам про очередные прожекты?» — скажете вы. Да, название документа с одной попытки не запомнишь, а уж пролистать толстую пачку листов — и вовсе дело для самых увлечённых. И тем не менее именно оперативный план призван принципиально изменить работу чиновников городской мэрии, сделать её более эффективной и повысить качество жизни горожан.
Всё будет хорошо?
По крайней мере, о такой цели заявляет разработчик документа депутат Думы Великого Новгорода Антон ЛОБАЧ, который выступил с этой инициативой в декабре 2017 года. Большинство думцев (за исключением двух воздержавшихся) поддержало парламентария, и на очередном заседании в марте этого года план был принят. Обратимся к его сути.
— Мы приняли стратегию развития Великого Новгорода, — разъясняет замысел Антон Лобач. — Чтобы выполнить её, нужно каждый год достигать исполнения определенных в ней показателей. Но чтобы выполнять их, этот процесс нужно планировать и контролировать его исполнение. Для этого и создан оперативный план, такой же основополагающий документ для мэрии, как и городской бюджет, и профильные муниципальные программы, к которым мы, депутаты, имеем ограниченный доступ. Между тем сейчас структура управления программами, в моем понимании, отсутствует. Оперативный план должен стать координирующим инструментом.
В плане все показатели стратегии на текущий год сведены воедино. Изучив его, можно узнать, как она выполняется, выполняется ли, в какой степени, и если нет, то почему. Ответственным за ведение плана стал разработавший стратегию-2030 городской комитет по экономике и инвестиционной политике. «Он почти не влияет на распределение бюджетных средств. Оперативный план поможет решить эту проблему», — считает Лобач.
Скажем, в 2018 году стратегия предполагает выдачу 22 молодым семьям выплаты на покупку жилья или строительство своего дома. Смотрим в план и видим в пункте 1.1.5: выдано 22 свидетельства, семьи ждут получения средств. Всё в норме. А если бы было написано, что выдано только 10 свидетельств? Или ни одного?
Тогда, по мнению Антона Лобача, вопросы нужно задавать профильному городскому ведомству. В этом случае — управлению по жилищным вопросам. Это позволит, как считает депутат, оперативно вмешаться в ситуацию и решить проблему, если она возникла, привлечь внимание мэра или его заместителей, найти и выделить необходимые средства.
Может быть и обратная ситуация, когда к июлю чиновники выполнят план всего года. Скажем, проведут все запланированные соревнования по баскетболу. Тогда, считает Лобач, есть смысл увеличить нагрузку и в следующем году запланировать больше соревнований.
Новую систему в мэрии тестируют шестой месяц. Она выявила первые проблемы.
— По состоянию на август Великий Новгород посетили 103 тысячи туристов, — говорит Лобач. — При том, что на 2018 год запланировано 280 тысяч. То есть данный показатель пока выполнен только на 37%, и это — первый тревожный звоночек. Маловероятно, что мы сможем осенью привлечь почти 200 тысяч туристов.
30 августа на очередном заседании городской думы депутат планирует выступить с поправками в регламент городского парламента и положение о стратегическом планировании в Великом Новгороде, которые обяжут думцев при любых изменениях в бюджете сверять их с оперативным планом — не поставят ли они под угрозу исполнение стратегии? Корректировки оперплана тоже не будут оставаться на бумаге — под них будут подстраивать бюджет.
— То есть оперативный план станет вторым рабочим документом депутатов после городского бюджета, — говорит Лобач.
Если нет денег
«Что тут принципиально нового?» — спросите вы. По словам вице-спикера городской думы Евгения КУЗИКОВА, в мэрии принято подводить итоги реализации муниципальных программ в конце года.
— Но в конце года, когда мы выясняем, что, оказывается, какие-то программы не были выполнены полностью, исправлять что-то поздно. Нужно пойти от обратного, — говорит он. — Решать проблемы нужно раньше. Для этого и был создан оперативный план. Один из примеров — долги мэрии за исполнение судебных решений по капитальному ремонту в многоквартирных домах. Сейчас они составляют уже 600 миллионов рублей. И мы продолжаем их накапливать.
— Иначе до чего мы дойдём к 2030 году? — комментирует Лобач. — И какой тогда смысл создавать стратегию развития города?
Чиновники городского экономического комитета ещё привыкают к новому подходу и задают свои вопросы. Какой смысл в оперативном плане, если в бюджете не хватит средств?
— Если денег на что-то не хватает, должен подключиться комитет финансов, чтобы найти их, — говорит Кузиков. — Что делать? Обратиться за помощью к правительству области, подготовить заявку на участие в федеральной программе... Это его забота. А у нас получается наоборот: сколько денег дали, на столько и живём. И фактически развитием города руководит бухгалтерия, а не экономисты. Так не должно быть.
Антон Лобач приводит ещё один аргумент: стратегия должна быть реалистичной, и оперативный план поможет её такой сделать.
— Зачем давать новгородцам обещания, которые власть не может выполнить? — спрашивает он.
Не останется ли эта затея лишь благими намерениями? 9 сентября пройдут очередные выборы в Думу Великого Новгорода, и состав городского парламента изменится. «Будем надеяться, что новый состав думы поддержит это начинание», — говорит депутат.
Фото Владимира МАЛЫГИНА и из архива "НВ"