Благая помощь несовместима с нарушениями закона
Завершающийся год был объявлен в России Годом добровольца и волонтёра. Закономерно, что к работе некоммерческих организаций было приковано особое внимание — не только самих общественников, но и различных экспертов в сфере деятельности НКО.
Примечательно, что общественное обсуждение шло не только вокруг очевидной темы — волонтёров нужно поддерживать. Хотя, казалось бы, о чем тут спорить? Добровольчество — это не только благородно, но и необходимо стране. Без него невозможно оказать поддержку, дать душевное тепло каждому нуждающемуся, всем людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И тем не менее темы для дискуссии нашлись. Специалисты заговорили о том, что волонтерская деятельность, как и любая другая в России, должна развиваться в рамках действующего законодательства и не может быть сферой злоупотреблений.
Доверяй, но проверяй!
Общественное мнение таково, что добровольцы по определению не могут преступить закон. Волонтер — это звучит гордо! Но всегда ли их деятельность так безоблачна? Это и стало одной из тем дискуссии о гражданском участии и доверии к некоммерческому сектору, которую в Москве организовало Благотворительное собрание «Все вместе» при участии Агентства стратегических инициатив. Целью встречи, которая прошла 21 декабря, была выработка общих подходов к организации работы некоммерческих организаций с волонтерами. И наверняка эта дискуссия не будет последней: перед экспертами стоит большая и непростая задача, поскольку действующий федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» не содержит обобщённых положений о том, каким, например, должен быть порядок оказания благотворительной помощи, сбора и передачи пожертвований.
В ходе общения Владимир БЕРХИН, президент благотворительного фонда «Предание», руководитель проекта «Все вместе за разумную помощь» ассоциации cоциально ориентированных некоммерческих организаций «Благотворительное собрание «Все вместе», напомнил о том, что любая общественная организация должна действовать только на официальных началах, пройдя регистрацию в качестве НКО в Министерстве юстиции России и соблюдая все условия для приёма денежных пожертвований. В частности, у организации должен быть свой банковский счёт, который позволяет проследить передвижение средств и избежать нецелевого расходования. В соответствии с упомянутым ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» благотворительная организация обязана вести бухгалтерский учет и отчетность. Контроль за источниками её доходов, поступлением средств и уплатой налогов — задача ФНС.
По словам Берхина, россияне уже поняли, что давать деньги людям, представляющимся волонтёрами и собирающим деньги на улицах в прозрачные ящики-копилки, не стоит. Скорее всего, это лжеволонтеры, мошенники, и гарантий того, что деньги, собранные в такие копилки, будут использованы на помощь людям, нет. Хотя в Великом Новгороде, как и в других российских городах, по-прежнему можно встретить подобных ходоков. Однако работающие в рамках закона благотворительные фонды таким сбором средств уже давно не занимаются.
Благотворительное собрание «Все вместе» подготовило декларацию о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки, в которой осудило такую практику сбора наличных денег и призвало общественность не вносить пожертвования таким способом.
Не навреди!
Владимир Берхин уверен, что самый надёжный способ перечисления средств — направить средства на банковский счёт некоммерческой организации, указав в назначении платежа «Добровольное пожертвование».
— Но существуют и определённые ограничения, связанные с передачей вещей и продуктов социальным учреждениям, — заметил Владимир Берхин. — Они вправе разработать свои внутренние инструкции, регламентирующие порядок приёма такой помощи. К примеру, если вещи, которые благотворители хотят передать учреждению, могут нести угрозу охране здоровья его подопечных, руководство учреждения вправе отказать в получении такого пожертвования. Это, в частности, касается одежды, уже бывшей в употреблении.
По информации прокуратуры Новгородской области, все вещи, находившиеся в употреблении, которые передают в образовательные организации, интернаты, дома престарелых, должны проходить санитарную обработку. И, в частности, по этой причине детские учреждения не могут принимать мягкие игрушки — их санобработка невозможна.
Но вернёмся к московской встрече. Продолжая начатую тему, член Общественной палаты России Елена ОЛЬШАНСКАЯ напомнила, что государственные учреждения делятся на казенные и бюджетные, и первые вообще не вправе принимать пожертвования в любой форме — денежные средства или вещи. У бюджетных такое право есть.
— Но при этом даже такое учреждение вправе отказать в приёме пожертвований, — отметила Елена Ольшанская. — Уровень финансирования детских домов, приютов и интернатов сейчас достаточно высок и растёт с каждым годом. В среднем по России он составляет от 40 до 120 тысяч рублей в месяц на ребёнка. Государственное обеспечение должно покрывать все потребности ребёнка, пока он находится в таком учреждении, включая питание и одежду. И если руководство учреждения по какой-то причине принимает вещи для детей и не включило соответствующие расходы в бюджет, это означает, что, скорее всего, в организации существует финансовая утечка, и с этим необходимо разобраться. Может идти речь о коррупционных нарушениях. В том числе на этом основании учреждение может отказать в приёме пожертвований, если они перекрывают те потребности учреждения, которые финансируются за государственный счёт.
Как заключила Елена Ольшанская, даже те, кто искренне хочет помочь подопечным того или иного учреждения, не должны делать это бездумно, и перед тем как оказать помощь, лучше согласовать это с его дирекцией.
Поскольку волонтерское движение в стране из года в год расширяется, то уже сегодня появилась явная необходимость в разработке неких простых и понятных стандартов благотворительности, особенно для работы с социальными учреждениями и сбором материальной помощи. Главное, чтобы они помогали добровольцам, а не зарегламентировали их деятельность.