Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Игорь Свинцов

Белорусы всегда остаются белорусами

Наши соседи тоже идут своим путём, но их дорога не так петляет

Наши соседи тоже идут своим путём, но их дорога не так петляет

Пресс-туры для российских журналистов по Беларуси — уже устоявшаяся традиция, которая имеет свою 15-летнюю историю. Посещение республики представителями российских СМИ организуют пресс-служба президента РБ, Постоянный Комитет Союзного государства и Национальный пресс-центр. В последней из таких поездок участвовали и «Новгородские ведомости».

Минские тягачи составляют основу парка тяжёлых машин и Российской армии

План пресс-тура может меняться ежегодно, но всегда заканчивается пресс-конференцией главы республики Александра Лукашенко. Любит президент Белоруссии пообщаться с журналистами из российских регионов, сетуя на невнимание к своей стране со стороны федеральных СМИ. В этот раз россияне посещали Витебскую и Минскую области. Естественно, белорусы стараются показать что-то впечатляющее, и, по отзывам постоянных участников тура, а есть и такие, им это всякий раз удается. Если предприятие, то масштабное и, как правило, завязанное на кооперации с Россией. Есть и уникальные производства и компании, которыми белорусы по праву гордятся. Ну а что еще показывать гостям? И тут, конечно, важны личные впечатления почти 100 журналистов из 44 регионов России. Расскажу о своих.

В машиностроении девушки охотно осваивают рабочие специальности

Трясясь в прокуренном вагоне

Поездка по Белоруссии началась с Полоцка. Точнее, с поезда Москва — Витебск. В нашем вагоне журналистами было занято лишь одно купе. Общая наполняемость пассажирами — более половины мест. Поначалу это вызвало удивление, поезд даже не минский, а спрос на билеты неплохой. Все прояснилось еще в российском Смоленске: вагон опустел, границу союзных государств мы пересекали одни. Возникшая было мысль о туристической популярности маршрута испарилась. Хотя, правды ради, и сезон не тот, и Белоруссию россияне больше любят посещать на личном транспорте. Так действительно удобнее, тем более что основная дорожная сеть республики содержится почти в идеальном порядке.

Полотно самотканой истории

Оставив вещи в гостинице, покидаем еще сумеречный Витебск и на туристическом автобусе едем в Полоцк. Небольшой районный город с населением около 200 тысяч человек буквально создан из истории. Он всего на 3 года младше Великого Новгорода (впервые упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом) и по аналогии с нами считается родиной белорусской государственности. Средневековые полоцкие князья были не менее могущественны новгородских, нередко друг с другом их дружины конфликтовали, а история будущего крестителя Руси князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды хорошо известна по Лаврентьевской летописи.

Проезжая по городским улицам, нельзя не обратить внимание, как бережно белорусы сохраняют каждую часть своей многовековой истории. И абсолютно не важно, какого она периода: древнерусского, литовского, польского, имперского или советского. Исторические памятники всех времен органически соседствуют друг с другом, не сносятся, не задвигаются конъюнктурно на второй план, к ним добавляются лишь новые. Они как бы говорят: независимо от государственного устройства белорусы всегда оставались белорусами. И эта сотканная веками, хранимая история земли и народа времен Полоцкого княжества, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, наконец, СССР очень ярка и интересна не только фактологией, но и умением ее беречь и ценить.

Под влиянием католицизма полоцкая София радикально изменила свою архитектуру

Уверен, что уютный, чистый и необычайно интересный Полоцк заслуженно еще станет туристической Меккой. А для новгородца здесь много родных аналогий. Например, Софийский собор начала XI века, один из трех в ряду с новгородским и киевским. К сожалению, его старая архитектура не сохранилась, с XVI века церковная жизнь в Полоцке оказалась в руках польских иезуитов, а в 1710 году собор сильно пострадал от взрыва и был переделан, поэтому в его сегодняшнем виде больше католицизма. Это, конечно, и Спасо-Евфросиниевский монастырь с мощами св. Евфросиньи — княжны Полоцкой, его Спасо-Преображенский храм с фресками XII века, на нижних ярусах испещренными «памятными» записями польских школяров-иезуитов. И, естественно, Полоцкий государственный университет, созданный на базе бывшего политехнического института. Кстати, в его старых учебных корпусах, оставшихся еще от иезуитской академии — первого высшего учебного заведения на территории современной Беларуси, обучаются и студенты из России. Их немало, ведь университет раскинулся на два города — в соседнем молодом Новополоцке готовят специалистов нефтепереработки. Город возник в советское время вместе со стройкой одного из двух белорусских НПЗ.

Нефть — наше общее ВСЁ

Новополоцкий НПЗ — градообразующее предприятие государственного значения

Сегодня Новополоцкий завод носит официальное название «Нафтан». Можно сказать, что это не просто градообразующее предприятие, в некоторой степени два белорусских НПЗ можно назвать и государствообразующими. Это один из основных источников доходов белорусского бюджета, топлива на местных АЗС, и они полностью зависят от нефтяных поставок из России. Цена на нефть — болевая точка внутренних отношений Союзного государства и периодических пикировок между Минском и Москвой. Любые налоговые маневры в этой отрасли со стороны России вызывают недовольство руководства Белоруссии и становятся одной из тем личных переговоров между Лукашенко и Путиным. И тут вполне понятно, почему сюда любят привозить российских журналистов: показать, рассказать, заодно и пожаловаться, что с союзниками иногда надо и помягче. В наш приезд как раз эта тема в очередной раз заострилась, и ее развитие мы наблюдали через пару недель в Москве на личной встрече Александра Григорьевича с Владимиром Владимировичем. Кстати, белорусская нефтепереработка достаточно тесно связана через совместные проекты с российским «Лукойлом». И появление такого состоятельного партнера может иметь не только экономические причины.

Реки из сухого молока

Не всегда простые отношения между нашими экономиками мы наблюдали в ходе пресс-тура не раз. Там же, в Полоцке, ненадолго посетили местный молочный комбинат, выпускающий продукцию под маркой «Софийка» (опять, хоть не такая явная, новгородская параллель). Свежие, вкусные продукты, от молока до сырков и

Древнерусские фрески в автографах польских иезуитов

йогуртов. Но опять нам посетовали, что Россия закрыла для предприятия свой рынок сухого молока. А это более 80% объема продукции комбината. Не хочется и трудно переориентироваться на другие зарубежные рынки. В данном случае Китая и Египта. Но объемы пока не те, предприятие испытывает финансовые трудности и с надеждой смотрит на российских «партнеров». В разговорах с руководителями белорусских предприятий сделал удивительное для себя наблюдение. У них не принято ругать и обвинять Россию, все критические замечания сводятся к недоумению и какой-то легкой грусти: мол, ну что же вы, братья? Возможно, подобная «эмоциональность» — в менталитете самих белорусов: людей работящих и покладистых, в большей степени рассчитывающих на себя.

Колёса обороноспособности

Из Витебска — несколько часов переезда в Минск. Едем на МЗКТ — знаменитый завод колесных тягачей. Чтобы кратко описать предприятие, скажем, что 80% того, что в Российской армии стреляет с колесной базы, производится на этом заводе. В наших частях ПВО, РВСН и других родах войск минские тягачи закрепились еще с советских времен и свои позиции уступать не собираются. Разве что двигатели у белорусской техники для России ярославские. Тут же выполняют и один из арабских заказов. Там минские танковые тягачи предпочли американским — качество устраивает, цена дешевле. На линии они очень разнятся с продукцией для нашей оборонки. Белорусы улыбаются: арабы выставили «иномарочные» требования по комфорту и ремонтопригодности. Там никто не собирается заниматься обслуживанием техники в полевых условиях, а вот кондиционеры обязательны. Поэтому машины сложные, а двигатели ставят все-таки американские.

Но МЗКТ — это не только военные тягачи, параллельно идет разработка и выпуск гражданской продукции. К тому же белорусы обоснованно опасаются снижения нашего оборонного заказа. Поэтому диверсифицируют производство. Так, например, начали выпускать несколько моделей туристических микроавтобусов и маршруток на базе «Ивеко». Как раз на таких мы по большой территории предприятия и передвигались. Машина понравилась. Особенно когда навстречу нам попалась заводская старая «Газель». Конечно, все отметили высокую культуру производства. Чистые, хорошо освещенные цеха, идеальный порядок и дисциплина. Среди рабочих много молодых ребят, нередко в спецовках можно встретить и девушек. Кстати, подтверждение тому, что молодые женщины в Белоруссии активно осваивают рабочие специальности, мы нашли и на другом предприятии — в холдинге «Амкодор» и компании «Салео» (г. Дзержинск Минской области), выпускающих дорожно-строительную, коммунальную и подъёмно-транспортную технику: от грейдеров, погрузчиков и катков до лесозаготовительных машин и сельскохозяйственной техники всех типов и назначений. Там на показательных выступлениях по виртуозному владению техникой за рулем промышленного погрузчика мы увидели совсем молодую девчонку. Много женщин и в цехах предприятия.

Икорка под самогон

В этот же день российские журналисты с удивлением узнали, что в Минской области производят черную осетровую икру и собирают высокоскоростные поезда для многих стран мира. С икрой, конечно, история сугубо индивидуальная — энтузиазм молодого предпринимателя позволил не только создать в Белоруссии крупное осетровое хозяйство «ДГ-Центр», но и добиться такого качества продукта, что он весь уходит на экспорт при цене 1 доллар США за 1 г. Поддерживая старую русскую традицию, что икру не употребляют насухую, наладил производство и зернового крафтового дистиллянта «WHITE SKY» под торговой маркой ADMIRAL HUSSO. И тоже все на экспорт. Самогон по сути, но элитарного происхождения. Все-таки в бизнесе главное — идея и целеустремленность.

«Чижик» у Фонтанки

Швейцарско-белорусский трамвай для Санкт-Петербурга

А вот в минском Фаниполе комфортно расположилось очень интересное предприятие — «Штадлер Минск». Это белорусское подразделение швейцарского холдинга занимается выпуском ультрасовременных трамваев, пригородных, международных и межрегиональных поездов, а также аэроэкспрессов. Их покупают страны Европы, Латинской Америки и СНГ. Кое-что, но в небольшом количестве делается и для России. Несколько узнаваемых зеленых трамваев «Чижик» можно увидеть в Санкт-Петербурге. Директор предприятия Филипп Бруннер пока может только мечтать о российском рынке, справедливо замечая, что понимает действия нашего правительства по защите собственного бизнеса — того же Тверского вагоностроительного завода. А на вопрос, почему швейцарцы выбрали именно Белоруссию, отвечает: «Здесь нам создали идеальные условия для бизнеса и очень хорошие трудовые ресурсы».

Президент помиловал…

Программа пресс-тура заканчивалась большой пресс-конференцией президента РБ Александра Лукашенко. Более чем 4-часовая беседа с российскими журналистами уже подробно описана всеми СМИ, в том числе и на сайте «НВ». Поэтому завершить впечатления о поездке в Белоруссию хочется не ею, а посещением и встречами в минском Парке высоких технологий. Это особая экономическая зона со специальным налогово-правовым режимом для развития ИТ-бизнеса. Забегая вперед, скажу, что, похоже, от этой бизнес-зоны начинается и особая новая философия экономики целой страны. Именно на развитие и продажи ИТ-технологий Беларусь собралась делать ставку в своем недалеком будущем.

Несколько примеров. ПВТ сегодня — один из ведущих инновационных ИТ-кластеров в Центральной и Восточной Европе. В его составе — 388 компаний-резидентов и более 30 тысяч специалистов. Широко известно, что успешный проект «World of Tanks» студии «Wargaming.net» — белорусского происхождения. Над ним работали и продолжают работать более 4500 специалистов компании. Но мало кто знает, что популярный Viber — тоже из страны-соседа. Но не в гордости за мировые бренды у белорусов дело. Проекты ПВТ уже приносят стране миллиарды прибыли. А развивается кластер гигантскими темпами. Его потребностям уже сейчас подчинены образовательные программы многих вузов страны. Профессия айтишника считается одной из самых престижных и очень хорошо оплачивается даже по московским меркам. Страна очень хочет свернуть с зависимой от России промышленности в экспортную айтисферу. Для меня лично было удивительно то, как «приземленный», влюбленный в сельское хозяйство Лукашенко смог сделать этот смелый шаг. Об этом и был мой вопрос Александру Григорьевичу на пресс-конференции, и я получил исчерпывающий ответ:

— Это было не сразу, — сказал президент. — 15 лет назад я подписал первый указ по созданию ИT-парка. Шли от жизни. Мне начала поступать в массовом масштабе информация, что собираются какие-то ребята на кухнях, собирают компьютеры, выполняют заказы крупных компаний из-за границы. Я сразу подумал: это ненормально, им надо место создать. Послал помощника изучить зарубежный опыт. И 15 лет назад мы начали создавать этим ребятам рабочие места, привилегии, чтобы они достойно работали. Предоставили беспрецедентные льготы. Один под следствием даже посидел за нарушение налогового законодательства, а сейчас — в числе ведущих специалистов по ИT. Помиловал его, и он нам помогал разрабатывать законы. И попал в точку. Я просто поддержал эту тенденцию. Возможно, в этом будущее, хотя я — человек реального сектора экономики, но вижу, куда движется мир. Это может развивать образование. Раньше наши специалисты создавали запчасти, а сейчас целиком продукт.

* * *

И последнее, пожалуй, самое главное впечатление от пресс-тура. Белоруссия сегодня — самая близкая к России страна. Была, есть и, надеюсь, будет. Не по географии, не по статусу Союзного государства, а по комфорту общения между простыми людьми: белорусы приветливы и отзывчивы, они хотят жить лучше, но не завистливы, они независимы и дружелюбны. Ждем их в гости, и нам тоже следует там бывать.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Выход из зимы. Демографической

Выход из зимы. Демографической

В Новгородской области впервые за 10 лет перестала снижаться рождаемость

03.12.2025 | Общество

Фольклор и ивент

Фольклор и ивент

В своей работе самозанятая новгородка сочетает традиции и современность

03.12.2025 | Общество

«Память нашего поколения»

«Память нашего поколения»

Более тысячи школьников из Великого Новгорода стали участниками исторического квиза, посвящённого 80-летию Победы

03.12.2025 | Общество

Последняя книга

Последняя книга

Издан сборник стихотворений и воспоминаний о военном детстве новгородки Аллы Веселитской

03.12.2025 | Общество

Как узнать свой ВИЧ-статус?

Как узнать свой ВИЧ-статус?

В рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом, который отмечается 1 декабря, специалисты призывают жителей региона пройти тестирование, чтобы обезопасить себя и своих близких

03.12.2025 | Общество

Хит для охотника и поисковика

Хит для охотника и поисковика

На новгородской швейной фабрике разрабатывают куртку, которая будет согревать с помощью пауэрбанка

26.11.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА