Из-за земельного конфликта соседи предпочитают общаться в зале суда
Деревня Власово в Поддорском районе как будто специально не желает, чтобы на её территории появлялись чужаки. Поворот на неё с трассы на машине легко проскочить. А в межсезонье грунтовка к деревне раскисает так, что легковое авто рискует сесть на брюхо. Между тем Власово обитаемо, правда, постоянно проживающих в деревне граждан можно пересчитать по пальцам одной руки. Летом она оживает благодаря дачникам. В таком укромном месте хорошо отдыхать от городских забот, предаваться созерцанию природы. Но, увы, и в такой глуши люди могут превратить свою жизнь в нервотрёпку.
Дорога к дому
Например, причиной негативных переживаний может оказаться проезд к собственному владению. Именно в такой ситуации оказался Павел ПЕТРОВ, в прошлом поддорчанин, в настоящем житель Санкт-Петербурга, и обратился в редакцию «НВ».
— Во Власове родилась моя мама. В детстве я часто бывал в деревне, где у моего двоюродного дяди были дом и участок, — начал он своё повествование. — А в 2015 году, когда дом опустел, я обратился к своим родственникам с вопросом: нужен ли им он? Никто из них не возражал, чтобы я оформил его на себя. Изба и ещё 19 соток на улице Дачной стали моей частной собственностью. Однако сразу выяснилось, что к ней не проложена подъездная дорога. В настоящее время к дому не подвезти ни дрова, ни воду, не пройти медицинским работникам, не подъехать пожарным. В такой же ситуации находится ещё одна дачница деревни.
Как сообщил Павел, он обратился в тогда ещё существовавшую администрацию Поддорского сельского поселения с просьбой устранить это недоразумение. Начали с того, что в 2016 году пока не восстановленную дорогу по улице Дачной поставили на учёт в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Конечно, тем, что по факту отсутствовало, воспользоваться было весьма проблематично. Кроме того, образовался один нюанс, который встал поперёк и проезда, и планов Петрова.
В 2011 году во Власово из Великого Новгорода с семьёй и с мечтой обустроить в обезлюдевшей деревне хутор перебрался бывший пожарный Александр ПАХОМОВ. Чтобы были и огород с садом, и живность, и пасека и, главное, — чтобы никто не мешал. Естественно, построил дом, двор. Заручился поддержкой поддорских чиновников: мол, «обживайся, земли вон сколько». И совсем его не смутило, что недалеко от его участка стоит старенький домик, у которого может быть хозяин. Пахомов посадил туи, поставил ограждение, очистил и увеличил имеющийся неподалёку пруд, таким образом перерезав путь к стоящей на отшибе избе. А через несколько лет она снова обрела владельца.
О Пахомове как о фермере-целиннике, возрождающем поддорскую деревеньку, писала районная газета. Публикация получилась положительная. И потом о нём выходили материалы в СМИ, но уже менее оптимистичные, в которых он жаловался на произвол властей, разрешивших строительство дороги по участку земли, которую он считал своей. И было это осенью 2016 года.
Дорога так и не была построена, фермер чуть ли не под трактор кинулся, чтобы не пустить его на спорную территорию. Спустя некоторое время, найдя нарушения в процедуре оформления её под дорогу общего пользования, добился, чтобы она была снята с учёта в реестре ЕГРН. Обратился в суд с жалобой, что действия администрации по строительству дороги были незаконны.
— Я хочу, чтобы мои интересы учли тоже. У меня здесь хозяйство, — эмоционально отреагировал Александр Пахомов по телефону на мой вопрос о земле. — Я сюда вложил восемь лет жизни, деньги. У меня функционирует КФХ. И прошу, чтобы ко мне отнеслись как к человеку и гражданину.
Не дорога, а земля
Судя по всему, конфликт во Власове будет набирать обороты. Петров подал заявление в Старорусский районный суд на администрацию Поддорского района, чтобы она обеспечила ему подъезд к дому. А та, в свою очередь, подала иск на Пахомова, чтобы он освободил землю общего назначения (ранее у неё был статус дороги общего пользования), чтоб у Петрова была возможность по ней добираться до своего участка. Было несколько заседаний, и в итоге в апреле 2018 года суд исковые требования районной администрации частично удовлетворил, обязав Пахомова «в срок до 1 июля 2018 года устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером <...>, площадью 589,2 кв. м, в том числе перенести находящиеся на этом участке деревянные столбы и ограждение, пересадить с этого участка зеленые насаждения и закопать канаву...».
— Было предположение, что ошибку при межевании земельного плана совершил кадастровый инженер, — рассказал Павел Петров. — Но в ходе судебного разбирательства было установлено, что границы участка земли общего пользования были определены позже, чем участка, который находится под домом Александра Пахомова. Была назначена экспертиза, выезжали специалисты с приборами, которые определили границы каждого участка. Оказалось, что территория под домом налегает на землю общего пользования.
Естественно, проигравший суд фермер обратился с апелляционной жалобой, но её оставили без удовлетворения. До 30 апреля 2019-го администрация получила отсрочку по исполнению судебного решения. Как ожидает Петров, к действиям по очистке территории должны приступить после майских праздников. А если нет? «Буду писать жалобы на приставов и обращаться в прокуратуру. Я на своём буду стоять до конца. И не отступлю ни на шаг от решения суда», — заявил Павел.
На границе тучи ходят хмуро
Нельзя сказать, что дом Петрова остался отрезанным от большой земли. Есть в окрестностях Власова ещё одна разбитая дорога, по которой до него можно добраться при наличии солнечной погоды летом или мороза зимой. Благодаря ей Петров смог отстроить новый дом, куда теперь вывозит на отдых свою маму и маленькую дочку. У Пахомова, кстати, тоже двое маленьких детей растут.
Как ни странно, но разговора, что называется, тет-а-тет между мужчинами никогда не было. Предложения «выкурить трубку мира» и сесть за стол переговоров ни один не высказывал. Общаться предпочитают не у себя в деревне, пусть и через забор, а в зале суда в качестве «ответчиков», «истцов», «заинтересованных лиц».
И всё-таки в одном у соседей единение наблюдается. Оба уверены, что источником их бед является районная администрация. Считают, что они не между собой конфликтуют, а с чиновниками. Дачник Петров обвиняет их в бездействии. А фермер Пахомов нисколько не сомневается, что они используют Павла и ситуацию с проездом как оружие против его семьи, чтобы выжить её из Власова. В дорогу, по которой Петров собирается ездить мимо окон его дома, вложено Пахомовыми более 170 тысяч рублей. Из-за этих трат они не могут до сих пор купить технику — берут её в аренду.
— А теперь мне говорят, что я строил на свой страх и риск, — не скрывает возмущения фермер. — В своё время мне вся земля в деревне была дана в аренду целиком: как с дорогами общего пользования, так и не общего. Эта история началась ещё в 2014 году, когда часть моих земель, которую я использовал по сельскохозяйственному назначению, была переведена в категорию земель сельского поселения. Раньше у меня был один кусок земли в аренде — 7,2 гектара, а сейчас их у меня пять штук, которые по-разному нагорожены участками. Администрация выделила землю общего назначения, но при этом не согласовала свое решение ни с одним жителем деревни.
Когда глава администрации Поддорского района Елена ПАНИНА слышит от меня про деревню Власово, тут же понимает, о чём я буду её спрашивать.
— Это головная боль. Есть решение суда, и администрация должна его исполнить, — Панина старается подбирать слова. — Когда мы приступили к строительству дороги, дело дошло до вызова ОМОНа. Хотели привести в порядок другую дорогу, по которой сейчас добирается Павел Петров. А он ни в какую: «Хочу ходить по всей улице Дачной». Его понять можно, вынужден по полям ездить. А Александр Пахомов не хочет освобождать муниципальную землю, поскольку она рядом с его домом, там гуляют его дети. Я стараюсь найти в этой ситуации компромисс, но пока договориться не удаётся...
* * *
Некогда Власово своим местоположением вдохновляла петербургского поэта Владимира Скворцова. А сейчас, видимо, она больше толкает людей к прозе юридического характера. Судебные приставы и чиновники земельный спор, может быть, и урегулируют — закон есть закон. Но они после этого из деревни уедут, а дачники и коренные жители в ней останутся.
Павел ПЕТРОВ:
— Было предположение, что ошибку при межевании совершил кадастровый инженер. Но судом было установлено, что границы земли общего пользования были определены позже, чем участка под домом фермера. Оказалось, что территория под домом налегает на землю общего пользования.
Александр ПАХОМОВ:
— В своё время мне вся земля в деревне была дана в аренду целиком: как с дорогами общего пользования, так и не общего. Получилось, что администрация выделила землю общего назначения, но при этом не согласовала своё решение ни с одним жителем деревни.