Порядок в деревне начинается с ТОС
В числе самых примечательных территориальных общественных самоуправлений (ТОСов), что имеются на территории нашей области, можно указать на ТОС деревни Скирино Солецкого района. Возглавляет его человек деятельный и волевой. Значение руководителя позволительно иногда сопоставить с ролью личности в истории. И в случае с древней деревней это будет уместно.
Архитектурные формы Скирино
Некоторое время назад председатель ТОСа Александр МИНИН со своей инициативой установить в деревне памятник Ивану III, чьи войска в 1471 году в легендарной Шелонской битве разгромили новгородцев — не исключено, что в том самом месте, где сейчас находится Скирино, — вызвал нешуточный скандал.
В спор тогда были втянуты не только обыкновенные жители Солецкого района, но историки и публицисты. Дискуссия о фигуре царя развернулась о-го-го! В общем, Минину не дали увековечить память первого самодержца в виде железобетонной скульптуры. Впрочем, это не означает, что постамент под Ивана III, который Минин соорудил на свои деньги два года назад, так и останется свободным.
Александр Васильевич даже не предполагал, что памятник государю Всея Руси спровоцирует общественный резонанс. Он всего лишь хотел украсить родное Скирино очередной малой архитектурной формой, которые он, кстати, изготавливает собственными руками. Среди его творческих работ: вертикальная шестиметровая стела «Скирино» рядом с федеральной трассой, знак большое красное сердце с буквой «Я» – «Я люблю Скирино», милая декоративная цветочница в виде паровозика с вагончиками в центре деревни, беседка у реки. Она, к слову, специально сделана для того, чтобы отдыхающие смогли насладиться видом на Шелонь. Минин не против и приезжих, единственное условие, чтобы они убирали за собой.
— Скирино — это родина моя, а там, где родился, как известно, и пригодился, — объяснял Минин своё желание благоустраивать деревню. — Всего в деревне 130 домов, постоянных жителей, что остаются на зиму, – 60 человек. А летом к нам дачники отовсюду приезжают: Новгород, Москва, Санкт-Петербург. Но вот последние полтора года спрос на покупку недвижимости в деревне упал. Видимо, у людей средств не хватает. Например, за этот дом просят 450 тысяч рублей, но там нет ни пола, ни потолка. Хозяйка ссылается, что вместе с ним продаются 40 соток земли. Но кому они сейчас нужны? Попробуйте их обработать, поэтому и зарастают травой.
Настырный Минин
Покос травы — далеко не единственное дело председателя ТОСа. Для повышения сознательности граждан он не только развесил по деревне воспитательные красочные плакаты: «Не мусорить», но и поставил бочки для отходов. В основном ими пользуются дачники. Что касается коренного населения, то оно уже приучено к определённому часу выносить мешки к машине регионального оператора по обращению с ТКО.
Не нравятся Минину заброшенные строения в Скирино, поскольку своими унылыми фасадами портят его облик. В прошлом году он организовал сельчан, чтобы разобрать избу-халупу. Отыскал её хозяина, проживающего в другом районе области, и заверил, что это не будет ему стоить ни копейки. В очереди у ТОСа на ликвидацию стоит ещё один дом-беспризорник.
Куда сложнее ему разобраться с пустующими зданиями, принадлежащими государственным ведомствам. Александр Васильевич добивается того, чтобы двухэтажный дореволюционный особняк, где располагалось отделение почты, был передан Выбитскому сельскому поселению. Чтобы не дать строению разрушиться, Минин пригласил каменщика, который отремонтировал фундамент. Нашёл он и машину с вышкой. Сам на ней поднялся, чтобы устранить протечку на крыше. В планах у руководителя ТОСа открыть в особняке сельский клуб.
— Когда был ремонт федеральной дороги, я дорожникам предоставил площадку для сбора срезаной асфальтовой крошки. А взамен за это предложил, чтобы они на одном километре дороги, что ведёт в деревню, засыпали ямы. Попросил металлолом, который они убрали с трассы, чтобы мосточек в деревне привести в порядок, — раскрывает Минин нюансы, как смекалка может заменить финансы.
Колокол у Шелони
Семья Александра Васильевича не возражает, что он берёт на себя общественную нагрузку. Он, к слову, ещё и депутат районной думы. Траву вдоль дороги в деревне обкашивает вместе с сыном. Правда, односельчане считают, что председатель ТОСа – это оплачиваемая должность.
— Некоторые думают, что я как депутат получаю много денег, но я привык к таким разговорам, — с улыбкой говорит Минин. — Убеждаю и других следить за чистотой и порядком хотя бы у своих домов. Но бывают и такие, кто отвык от работы и хочет только выпить. Стараюсь находить подход к людям. Ну а если есть на меня жалобы, то о них можно всегда рассказать на собраниях с главой Выбитского поселения. Завтра встреча с ним как раз и будет.
По словам Александра Минина, в обустройстве деревни он полагается больше на свои силы и помощь людей. И всё же в первом Всероссийском конкурсе ТОСов он решил участвовать, проектов у него множество. Раз памятник Ивану III не понравился, возможно, стела, посвящённая Шелонской битве, приглянется больше.
— Через два года будет знаменательная дата — 550-летие Шелонской битвы, поэтому всё равно нужно что-то сделать, — сообщил он. — Узнав, что я хочу тему с Иваном III раскрутить, мне начали звонить разные люди, мол, не боитесь, что памятник ему разгромят. Но с другой стороны благодаря Ивану Васильевичу Скирино и появилось. Мне хотелось, чтобы здесь была какая-то достопримечательность. Ведь в деревню заезжают экскурсионные автобусы.
Администрация Солецкого района не возражает против такого варианта памятного знака. Можно сказать, даёт добро. Однако речь про поиск средств на его строительство пока не ведёт. «Зато у Скирино бюджет резиновый», – шутит Александр Васильевич. Как будет выглядеть стела, ещё обсуждается. По задумке Минина, что на ней точно должно быть, так это колокол, щит и две секиры. Обещает, что деньги на неё найдёт.