Археологи нашли ещё пять берестяных грамот
Новоторжский отряд Новгородской экспедиции Института археологии РАН довёл общий счёт найденных в Великом Новгороде берестяных посланий до 1127.
— Буквально на днях мы нашли ещё один фрагмент, — рассказывает руководитель отряда Наталья САРАФАНОВА, — и даже присвоили ему номер, но оказалось, что это — часть уже найденной грамоты. Такая узенькая, что не удалось ничего прочесть. Но Алексей Алексеевич (доктор филологии, член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус. — Прим. ред.) наверняка с этим справится.
Археологи надеются, что новгородские власти осуществят предложенную экспедицией РАН музеефикацию. Идея состоит в трассировке стен окольного города с созданием композиции из разноцветной плитки.
Одна из грамот уже прочитана. Это завещание в двух «листах». Содержание предполагает ещё и третий, но — увы. В тексте указана мера — луб соли. Есть несколько имён, в том числе упомянута некая женщина — «Пуговица и её дети». Археологам очень понравилось это имя. И вообще, новоторам понравилось «копать» в Великом Новгороде.
Наталья Алексеевна в археологии — далеко не новичок. Без малого четверть века стажа уже.
— Но Новгород — это Новгород, — говорит она. — Это школа для любого археолога. Наши надежды оправдались — много интересного материала.
Мы стоим у раскопа, возвышаясь над XIV веком. Внизу — остатки усадьбы.
— Интересно, что здесь прослеживается развитие отопительного устройства — от каменного очага к печи из кирпича, — объясняет Наталья Сарафанова. — А вот — судовые детали, борт лодки... По всей видимости, хозяин подбирал то, что приносил Волхов, и использовал для мощения во дворе.
Неделю назад археологи нашли у запасливого новгородца целую бухту каната. Предположительно это пенька, но окончательное слово — за экспертами. Ничего подобного в Великом Новгороде ещё не откапывали. Вообще, органические волокна — это вроде не тот материал, который сохраняется на века, даже во влажном новгородском культурном слое. Канат весьма заинтересовал специалистов Новгородского музея-заповедника.
Аварийно-спасательная (под набережную) археология завершается. Остались считанные дни. И что-то около... ста лет работы. В том смысле, что в XIII веке — всё, спектакль окончен, глубже культурного слоя тут нет.
Там, где пока ещё можно видеть усадьбу, обустроят сухой фонтан. Севернее, на другом участке раскопок, где была найдена сторожевая башня, уже расположилась, извините, ливневая канализация.
Таковы реалии нашего времени: не будь строительства Софийской набережной — не было бы и раскопок возле драмтеатра. В Великом Новгороде история и современность — это всегда борьба и поиск компромисса. Перед строительством театра (в 1980-е годы) также был заложен раскоп и также небольшой — на 150–200 квадратных метров. Между тем с научной точки зрения (сформулировано еще Артемием Арциховским) для полноценного изучения средневекового города необходим масштаб.
Смотрите, ведь башню могли не найти. Достаточно было сместить границы раскопа на пару метров. А что не найдено, то скоро закроет плитка. Надёжно и надолго.