Истории новгородцев, которые владеют очень необычными велосипедами
Велосипеды завоёвывают всё больше места на дорогах Новгородской области. Двухколёсным железным конём сегодня никого не удивишь. Почти. Бывают исключения, доказывающие, что человек может с удобством пользоваться не только привычными средствами передвижения. Им и посвящён наш материал — необычным велосипедам и их владельцам.
В Швецию на лигераде
Новгородец Олег ШЕЛОМОВ — пенсионер, специалист по администрированию сайтов и счастливый владелец лигерада — лежачего велосипеда.
Лигерады, или рикамбенты, — редкость не только в России, но и в Европе, где существует их промышленное производство. В нашей стране подобную технику не производят. Вот и Олег Шеломов свой велосипед купил шесть лет назад в Германии.
— Лигерады делятся на два типа — руль сверху и руль снизу, — рассказывает Шеломов. — У моего велосипеда руль внизу, и освоился я с ним не сразу. Поворачивал вправо, а ехал влево. Прежде чем выехать на дорогу, неделю тренировался.
Но после этого новгородец ни разу не подумал о возвращении на стандартный велосипед. Не хочется. Да и зачем, если на лигераде очень удобно. Это только непосвящённому может показаться, что управлять велосипедом из положения лёжа некомфортно или опасно. На самом деле если и упадёшь, то на бок, с небольшой высоты.
Лигерады появились в начале прошлого века. В 1933 году их впервые использовали на международных соревнованиях, но уже через год Международный союз велосипедистов запретил их применение в спортивных гонках из-за более высоких гоночных качеств по сравнению с велосипедом со стандартной посадкой. Возможно, из-за этого лигерады утратили должное внимание к себе и с годами стали редкостью, хотя имели все шансы занять привилегированное положение.
У лежачего велосипеда — свои плюсы и минусы. Он очень удобен для путешествий благодаря широкому обзору.
— Такой велосипед из-за более мощной рамы тяжелее обычного, но есть не менее весомые плюсы. К примеру, более высокая обтекаемость. Благодаря этому приходится прилагать меньше усилий, — сказал Олег. — Максимальную скорость он развивает примерно такую же, как и стандартный велосипед, — до 30 километров в час.
Однако в городе в потоке машин на лигераде ездить небезопасно. Он ниже стандартного велосипеда, и можно запросто не заметить выезжающий наперерез автомобиль. Правда, это в России. В Швеции и Финляндии другие правила. Там автомобилист должен держаться минимум за полтора метра от велосипедиста.
Солнце на спицах
Студент НовГУ Михаил РОМАНОВ — владелец электровелосипеда-трайка, который в экспериментальных целях собрал сам чуть больше года назад. Назвал его «Сверхтяжёлый гибридный трайк «Солнцекат-110». В университете новгородец изучает художественную обработку материалов, но в сфере его интересов находятся также радиоэлектроника, электрика и альтернативные виды энергии.
— Идея собрать такой велосипед появилась несколько лет назад и была связана с поиском чего-то, где можно было бы задействовать альтернативную энергию, — рассказывает Михаил. — От задумки до реализации прошло много времени. Но велосипед и сейчас находится в состоянии доработки, это не финальный вариант.
Свой трайк Михаил построил на базе готового грузового велосипеда Армавирского велосипедного завода. Единственным внешним изменением стала установка усиленной передней вилки и колеса с двигателем.
— В электрических цепях применены оборудование для солнечных электростанций, детали бытовой электрики, запчасти автомобилей «ВАЗ» и «КамАЗ», — говорит новгородец. — Каких-то значительных собственных схемных и корпусных решений нет. Лишь некоторые детали, необходимые для совместимости частей.
На «Солнцекате» Михаил Романов выезжает в основном на прогулку по городу. Случается это нечасто, так как использовать электротранспорт в дождливую погоду нельзя.
На своём электротрайке студент НовГУ за покупками пока не ездил — свободная часть грузового отсека невелика. В него вмещается лишь сумка, куда можно положить инструменты, продукты или ещё что-то некрупное. Остальное занято электрооборудованием.
— Их я пока не установил, в магазине не было батарей нужного размера, но в остальной части схемы имеется всё необходимое, и такой способ зарядки полностью поддерживается, — сказал Михаил. — Предусмотрены два рода работы — обычный заряд при стоянке и подкачка прямо на ходу.
Трость с колесом
Ещё один наш герой — Евгений НЕФЁДОВ, куратор проекта «Велосипедизация Великого Новгорода» и обладатель английского складного велосипеда «Стрида». Но складывается он не пополам, как обычно, а фактически превращается в трость, которую можно катить перед собой.
Другое заметное отличие — небольшие колёса, которые делают велосипед похожим на детский, но это не так. Это самый настоящий взрослый велобайк.
— Вместо цепи на таком велосипеде — ремень, и передача настроена так, что почти не нужно прилагать усилий даже для того, чтобы въехать в гору, — говорит Евгений. — Мой вариант — односкоростной. Но есть подобные велосипеды, рассчитанные и на три скорости.
Главное неудобство при езде на таком велосипеде — невозможность преодоления бордюров и других больших неровностей на дороге. Всему причиной — маленькие колёса.
Это исключительно городской транспорт, грунтовка ему противопоказана. Кроме того, нельзя установить велокресло для того, чтобы перевозить ребёнка. Но зато он очень удобен в транспортировке, обслуживании и легче обычного. Можно взять с собой в поезд, поставить около столика в кафе — если нет велопарковки, положить в багажник автомобиля.
— На этом велосипеде я катаюсь уже несколько лет. Таким же пользуется моя жена, — рассказывает Нефёдов. — Ременной привод почти не требует ухода. В отличие от цепи. За всё время единственное, что я менял, — тормозные колодки. Но это — расходный материал.
Сейчас Евгений мечтает о новом велотранспорте — с вместительным грузовым отсеком впереди. Жалеет только, что инфраструктура в Великом Новгороде не успевает за такими мечтами. Велодорожек в областном центре остро не хватает. Поэтому в основном горожане предпочитают пользоваться горными байками, которые могут справиться с многочисленными бордюрами. Но метр за метром велоактивисты расширяют удобную для себя среду.