Сексуальное насилие в отношении детей совершают знакомые им люди
В конце октября в Великом Новгороде для социальных педагогов и психологов прошёл семинар, посвящённый помощи несовершеннолетним жертвам сексуального насилия. По словам ведущей тренинга, консультанта ООН и ЮНИСЕФ по кризисным ситуациям, психолога Маргариты ИЗОТОВОЙ, чем тщательнее скрывать факты этого страшного явления, тем сложнее их будет предотвращать.
— Чем меньше город, тем старательнее замалчиваются подобные ситуации, — говорит специалист. — Какой бы стороны насилия мы ни коснулись: сексуальной, психологической, физической, это этически очень сложная тема. Важно понимать, что именно является насилием. Например, родители заставляют своего ребёнка делать домашние задания, принимать лекарство и так далее. Эти действия тоже происходят вопреки желанию ребёнка, но это не является насилием. Важно учитывать, с какой целью, насколько регулярно и в каких обстоятельствах оно используется, подавляет ли личность ребёнка, мешает ли его развитию. С одной стороны, мы не можем провоцировать детей: «идите и жалуйтесь на родителей», с другой — они должны знать, куда в таких случаях обращаться. Последствия пережитого насилия драматичны и отражаются в течение всей жизни. Не утверждаю, что каждый человек, переживший насилие в детстве, будет травмирован. Но есть данные, что степень посттравматического стрессового расстройства, возникшего у ребёнка в результате сексуального насилия, сопоставима с той, что человек получил во время войны или чрезвычайной ситуации.
— И как вычислить педофила?
— Педофилия — это патология, болезненная тяга к детям, это психическое заболевание, включённое в международный перечень болезней. Процент педофилов среди тех, кто совершает насилие по отношению к несовершеннолетним, небольшой. Чаще всего насильники — это взрослые, которые хорошо знакомы ребёнку: родственники, соседи по дому, даче, преподаватели. Бывает, что ими становятся сверстники. Это те люди, которым ребёнок доверяет, поэтому ему так сложно рассказать, что с ним произошло. Не сообщают по разным причинам: из-за чувства страха, вины, стыда. Замалчивать пережитое насилие — не лучший способ. Кроме того, важно научить ребёнка защищаться. Сложность ещё заключается в том, что нередко родители учат детей слушаться взрослых, априори их уважать только потому, что они старше его. И поэтому ребёнок не сопротивляется, не может чётко сказать «нет».
— По каким признакам можно понять, что ребёнок стал жертвой преступления?
— Это очень сложно. Так как особенности поведения могут указывать на разные причины. Например, ребёнок стал агрессивным, но мало ли какие причины могли этому способствовать. В любом случае родителям следует обратить внимание на изменения поведения ребенка. Необязательно это будет связано с насилием. Но важно понять причину этих изменений.
— Каждый родитель пишет свою педагогическую поэму и хочет, чтобы она была со счастливым концом. К сожалению, не у всех получается…
— Психологу Альфреду Адлеру принадлежит величайшая фраза: «Главнейший помощник воспитания — любовь... Любовь ребёнка — безусловная гарантия его воспитуемости». Нужно воспитывать не какого-то абстрактного ребёнка, а конкретного. В семье должна быть система поощрений и наказаний, чтобы наказание было посильным, соответствовало поступку. Но помимо использования воспитательных мер, которые исправляют поведение, нужно учиться формировать позитивное. Родителям стоило бы задуматься, сколько времени они тратят, указывая ребёнку на недостатки, а сколько — на его похвалу. Убрала комнату: «Молодец, доченька, самой приятно», на этом общение закончилось. А если не убрала, то в лучшем случае минут пятнадцать ругательств.
— Одна из причин нынешнего конфликта отцов и детей — Интернет. Что посоветуете?
— Детей нужно учить правилам безопасности в Интернете, поскольку там ребёнок может получить предложение сексуального характера. В онлайн-пространстве человек перестаёт бояться, он становится более свободным. Но я бы не стала демонизировать Интернет. Это не хорошо и не плохо. Всё зависит от того, что в него вкладывают. Ведь Интернет даёт возможность учиться, общаться, получать информацию. Важно освоить правила безопасности в нём. Усвоить, как реагировать при домогательствах. Часто родители жалуются, что ребёнок часами сидит за компьютером, но знают ли, чем он занят? Им проще сказать: «Я в этом не разбираюсь». Действовать надо методом не запрета, а понимания.
— Каким вы видите результат семинара для новгородских специалистов?
— Мне хотелось, чтобы несмотря на тему они прониклись позитивом, чтобы у них появились знания, как выстраивать интервью с пострадавшим ребёнком, чтобы в результате опроса, проведения следственных действий он не получил вторичную травму. Чтобы верили в себя, потому что они будут взаимодействовать с реальным ребёнком, у которого могут быть нарушения в поведении вследствие пережитого насилия. Возникать могут разные чувства, в том числе и гнев: мол, я для тебя стараюсь, а ты сопротивляешься. И самое главное, чтобы специалисты научились видеть эти случаи.