Петербургские художники-керамисты придумали проект развития чудовского села
В Оскуе есть детский сад, школа, центр досуга и даже отделение почтовой связи. Само по себе наличие этих учреждений указывает на внешнее благополучие маленького села. Но, по большому счёту, перспективы его такие же, как и у других маленьких населённых пунктов, где давно перестало существовать производство.
Арт-усадьба
И всё же супружеская пара из Санкт-Петербурга Владимир НИКИФОРОВ и Вероника СУШКО, оба — художники-керамисты, уверена, что Оскуй может получить импульс развития. И они уже составили определённый план действий. А поскольку они — люди творческие, то и подход к делу у них творческий.
Около года назад в Оскуе супруги приобрели старое здание, где обустраивают мастерскую, хотят открыть выставочный зал и клуб для общения, чтобы в итоге здесь появились социальное предприятие и туристический объект. Над входом в здание повесят табличку «Художественная усадьба «Оскуй.Арт».
— Мы с супругой давно рассматривали вариант жизни за городом, — рассказывает Владимир. — В поисках подходящего места побывали в Архангельской и Вологодской областях. Но Новгородская приглянулась тем, что она ближе к Петербургу, где живут наши родители. Если им вдруг потребуется помощь, мы сможем быстро приехать.
Подходящее помещение Владимир искал через аукционы недвижимости. Собирался остановить свой выбор на строении бывшей школы в Новгородском районе, но сделка не состоялась. Может, оно и к лучшему. Через некоторое время натолкнулся на предложение из Чудовского района, и что самое примечательное, из той самой местности, которая долгие годы славилась фарфоровым производством. Мастер это расценил как удачное стечение обстоятельств:
— В Оскуй мы отправились в декабре, когда случился впервые за многие годы зимний разлив Волхова. В дороге я увидел вполне европейскую картинку. И в селе нас встретили приветливо, продавщица в магазине выбрала для нас хлеб помягче. На улице мужчины что-то по-деловому обсуждали. И то, что мы оказались рядом с Краснофарфорным, где производили знаменитый кузнецовский фарфор, придало нам силы.
Приватность сельской жизни
Стратегия развития села, предложенная художниками, заключается в следующем:
— К своей цели мы будем двигаться маленькими шагами. В усадьбе хотим организовать несколько комнат для гостей. Футбольное поле, что в центре села, предполагаем использовать под площадку для проведения ярмарок и фестивалей. У нас — богатый опыт по устройству мастер-классов, но мы не планируем, что в Оскуе они будут носить массовый характер. Автобус на пятьдесят человек, скорее всего, мы не примем, а небольшую группу, возможно, пригласим. Наша задача — сохранить приватность сельской жизни. Хочется соблюсти баланс: не мешать комфорту местных жителей и организовать возможность дополнительного заработка, если к нему возникнет интерес.
Супруги готовы выслушать любые идеи и инициативы от жителей. Для того чтобы быть в курсе событий села и участвовать в его жизни, Владимир попросил включить себя в администраторы группы «ВКонтакте» «Славное село Оскуй» и придумал для неё слоган: «Не тоскуй — езжай в Оскуй!». Художники, конечно, знают о неправильно образовавшемся ударении в названии села, зато как позитивно звучит. Более того, этот лозунг прогремел на всю страну в сентябре нынешнего года на полуфинале конкурса «Мастера гостеприимства» в курортном городе Светлогорске Калининградской области. Свой проект по привлечению внимания к Оскую, его достопримечательностям Никифоров презентовал жюри, в составе которого были ведущий телевизионного проекта «Поедем, поедим!» Джон Уоррен и вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Наталия Осипова.
Сменить мастерскую в мансарде многоэтажки на Морской набережной в Петербурге, из окна которой открывается вид на Финский залив, а в ясную погоду виден купол Кронштадтского собора, на сельскую резиденцию супруги планируют, после того как проведут там ремонт: подлатают систему отопления и кровлю. Впрочем, это не единственные заботы Владимира, сейчас совместно со специалистами администрации Чудовского района он разрабатывает проект по созданию туристических информационных центров на базе чудовских торговых объектов и учреждений культуры — что-то вроде альтернативы региональному проекту «Покупай новгородское». Благодаря таким центрам чудовские ремесленники и мастера смогут активнее реализовывать свою продукцию.
* * *
На прошлой неделе Владимир Никифоров зарегистрировал в Оскуе компанию по производству изделий народных художественных промыслов.