Новгородские дети с особенностями развития осваивают альтернативную коммуникацию
Полина живёт в Валдае. Ей — восемнадцать лет, у девушки — нарушение опорно-двигательного аппарата и отсутствие способности говорить. Но она очень хочет общаться. Помогают ей в этом карточки: на одних — изображение пиктограмм, знаков, отображающих действие: «сидит», «идёт», «плывёт» и так далее, на других — картинки с множеством рисунков портфеля, красок, карандашей, тетрадей и всего прочего.
Благодаря им Полина делится с родителями и педагогами своими эмоциями и впечатлениями, тем, что любит делать дома, что ей нравится или не устраивает. Использование карточек — это метод альтернативной коммуникации, основное правило которой в том, что человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может. Если ей научиться, можно обходиться без слов.
Вместе с девушкой навыки альтернативной коммуникации в рамках проекта Новгородской региональной общественной организации «Движение сельских женщин» осваивают в области ещё 59 детей с особенностями психофизического развития. А началось всё с Валдая.
— В начале этого года наш проект получил поддержку благотворительного фонда «Вклад в будущее», — рассказывает одна из учредителей «Движения» и по совместительству руководитель филиала № 2 ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (НОЦППМС) в городе Валдае Светлана УТЕВА. — Его цель — улучшение качества жизни детей с ментальными нарушениями и семей, их воспитывающих. Социализация и интеграция таких ребятишек в общество невозможны без владения элементарными навыками общения. В рамках проекта состоялось обучение наших специалистов, было закуплено оборудование, отремонтировано помещение под кабинет для индивидуальных занятий.
В сентябре «Движение» выиграло грант конкурса Фонда президентских грантов, он позволил включить в проект ещё пять районов области: Демянский, Окуловский, Новгородский, Солецкий, Чудовский. Занятия организованы в филиалах НОЦППМС, для которых закуплены пособия и наглядные материалы.
Как отметила Светлана Утева, их сотрудники повышают уровень квалификации у специалистов московской благотворительной организации «Центр лечебной педагогики». Кроме этого, важно, чтобы и родители детей с особыми потребностями больше узнали об альтернативной коммуникации, поверили ей и уже сами дома продолжали ею пользоваться, закрепляя у ребёнка полученные знания, иначе труд педагогов будет напрасным.
— Следующий свой проект «Движение» собирается посвятить развитию продуктивной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, приучению их к труду, чтобы впоследствии, когда они станут взрослыми, они смогли получить работу. В нашем валдайском Центре уже открыты творческие мастерские, — пояснила Светлана Утева.