Прошедшая навигация стала для Новгородского клуба юных моряков 55-й
Красивая цифра. Так что, из пушки палить? Торжественное построение на старте сезона, слова поздравления и — вперёд!
И всё же просится послесловие, что ли. Видимо, думая об этом, новгородец Владимир СУРОВЯТКИН подготовил заметку «С возвращением домой!». Автор в прошлом — знаменосец клуба, участник первого загранпохода, закончил Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова. Он благодарит «всех сотрудников клуба за их самоотверженный труд», отмечает, что КЮМ, выстоявший в штормовые 1990-е, «не просто существует, а является одним из лучших в стране», напоминает, что президент страны Владимир Путин вручил основателю и бессменному руководителю Николаю Варухину государственную награду, а клубу оказал финансовую поддержку.
В историю не собирался
«Господин Великий Новгород» — у родного причала. На судне идёт ремонт. «У нас тут не жарко, — предупреждают меня. — Отопление же отключено». Зато адмирал Евфимий Путятин у причала согрет заботой — возле памятника выдающемуся земляку ведётся благоустройство.
Замечательная вещь, эта будничная картина. Должно же быть что-то постоянное в нашей переменчивой жизни. Если КЮМ «ставит парус» на следующий год, значит, всё путём?
Скажете, пафос? Но вот какая штука: в советское время было 500 детских морских клубов, общая их флотилия насчитывала 382 судна. Теперь в питерском «Адмиралтейце» рады и шлюпку на воду спустить. Это в Питере! А у нас, и больше нигде, провожают теплоход. Да, «Господин Великий Новгород» по корабельным меркам — уже старичок. Но работает. Он же наш — пенсионер, российский.
В 1967 году клуб помещался на «балкончике» Дома пионеров. А сегодня? Четыре корпуса, солидная территория в центре города. И не клуб это, а Морской центр капитана Варухина Н.Г., в котором уже три года осуществляется всероссийский проект «Россия — страна мореходов 21-го века». Более трёх тысяч участников. Желающим приходится записываться в очередь.
И всё же эти 55 лет — они в первую очередь и Николая Геннадьевича ВАРУХИНА 55. Роль личности в истории никто не отменял.
— Ну, это вы слишком, — возразил капитан-директор. — В историю я не собирался. Работал и работал. А они летят и летят — годы.
Пусть будет так!
Никите МАЗУЛИНУ — пока только 11. В этом году он совершил первый поход.
— Очень ждал! — признаётся Никита. — Должен был ещё в прошлом году пойти, если бы не коронавирус этот. До Беломорканала дошли. Так далеко от дома я ещё не был. Даже заскучал в какое-то время. Трудно, но очень интересно. Кижи очень понравились. И парусники — вот бы и мне под парусом уйти! На Валааме сходили на берег. До главного храма не все пошли — устали. Поход — это же работа. Но я всё равно пошёл.
А вот что говорит его мама — Алина.
— Как мы с мужем поняли, наш Никита, кажется, уже определился с будущей профессией. По настроению, по рассказам, по всему видно: это — его! Он же двойную программу проходит, участвует ещё и в занятиях по общероссийскому проекту.
По словам Алины, сын ещё и в общеобразовательной школе успевает. А всё потому, что в его случае главное слово — интересно. Пусть будет, как он решил.
Профессионалы говорят, что будущего моряка видно уже в ребёнке. На одной романтике далеко не уйдёшь. В TikTok, заскучав, не засядешь — подобные забавы в походе не предусмотрены. По телефону общаются, а не живут в нём. Вообще, тут, на борту, особая нужна порода. Либо это в тебе есть, либо нет. Не можешь — в чём тебя винить? Но если ты хочешь знать и уметь больше — тебе обязательно помогут.
Прямо по курсу
Морской центр принимает практически всех желающих. Время покажет, кто ошибся с выбором. Кто-то пройдёт весь курс, но моряком или речником так и не станет. Достаточно, особенно для родителей, что не слонялся по дворам, а был занят серьёзным делом, привыкал к дисциплине. В жизни всяко пригодится. А многие пойдут дальше.
— В принципе, благодаря сотрудничеству с Макаровкой (Государственный университет морского и речного транспорта имени адмирала С.О. Макарова. — В.Д.) и такой крупной компанией, как «Совкомфлот», жизненный маршрут расписан лет до 60, — считает заместитель директора по общим вопросам Аркадий Варухин.
Речь — о карьере на гражданском флоте. У военных — свой путь. Сколько воспитанников клубов доросли до капитанов кораблей, сколько занимают серьёзные должности на судах — отдельная история. Это длинный список. А что такое современный танкер или газовоз? Он ничуть не проще устроен, чем летательный космический аппарат.
Бывая в родном городе, бывшие кюмовцы обычно находят время, чтобы прийти в клуб.
— Буквально недавно Павел Павлюков, старший механик на нефтяном танкере, приходил, — продолжает Аркадий Николаевич. — Я его попросил: «Паш, не дашь нашим ребятам урок по борьбе за живучесть?». — «Да без проблем!».
А некоторые возвращаются насовсем и приходят в КЮМ на работу. Как Сергей Тимофеев, старший помощник капитана теплохода «Господин Великий Новгород». Сергей Валерьевич был старпомом на военном корабле, служил на Балтике. Теперь преподаёт судовождение новгородским юнморам. Специалисту с его опытом точно есть что рассказать. И рассказать интересно!
Старпом и замдиректора меня поправляют: когда речь о практике, о походах, то яркие и запоминающиеся события — вещь не очень желанная. Пусть лучше будет рутинно, но безопасно, без приключений. И на вопрос о том, как прошла навигация, ответ у них простой: всё штатно, учебная программа выполнена в полном соответствии с госзаданием. Если о походах, то в них побывали 350 детей.
Морской центр капитана Варухина Н. Г., который многие по-прежнему называют Клубом юных моряков, пользуется доверием и поддержкой руководства области. Более 400 миллионов рублей федеральных средств, полученных на реконструкцию и модернизацию, — убедительный тому пример. При участии губернатора Андрея Никитина создан мощный попечительский совет.
А если про ожидания?
— Всегда хочется большего, — говорит Варухин-младший. — Было у нас намерение пройти с Новгородской митрополией водным крестным ходом по монастырям. Однажды мы уже делали это: в 2003 году шли из Санкт-Петербурга в Казань. Нынче совершить подобное не удалось. К сожалению, пандемия продолжает корректировать наши планы.
Разговор прерывает звонок. Аркадий Николаевич берёт телефон:
— Кажется, это то, чего я жду. Да, слушаю. Что? Привезли? Встречаю! Вот, запчасти из Питера. Извините, служба. У нас прямо по курсу уже навигация номер 56...
Фото предоставлены Морским центром капитана Варухина Н.Г.
Теги: Новгородская область, Великий Новгород, КЮМ, Николай Варухин