Электронная ипотека поможет обезопасить сделки по покупке жилья и сэкономить её участникам время и нервы
Покупка новой квартиры или дома — дело, конечно, приятное, но хлопотное. Особенно если для этого требуется оформить ипотечный кредит в банке. Такая сделка у многих ассоциируется с серьёзной нервотрёпкой — придётся потратить не один день на подготовку документов, визиты в банк, МФЦ, встречи с риелтором, продавцом или покупателем, передачей большой суммы денег…
Но! Есть способ сберечь и время, и нервы — ипотечную сделку можно провести в электронном виде. Если получение кредита и покупка жилья в обычном формате отнимают у участников сделки не менее четырёх дней, необходимых Росреестру для проверки и оформления бумажных документов, то электронный вариант позволяет сделать всё за один рабочий день. Впрочем, руководитель областного управления Росреестра Светлана ЛУГОВЦОВА говорит, что счёт уже идёт на часы.
— Услугу электронной ипотечной сделки мы оказываем с 2019 года, и её популярность только растёт, — сообщила она. — Если поначалу жители области оформляли около 10% таких сделок, то сейчас их доля составляет 39%. За 10 месяцев 2021 года в регионе зарегистрировали 11 355 ипотечных сделок. Из них электронный формат выбрали более 4500 жителей области.
Сегодня оформление подавляющего числа ипотечных сделок начинается с отправки электронной заявки на сайте банка. Если объект недвижимости зарегистрирован на интернет-площадке кредитного учреждения и оно одобрит предоставление кредита, клиент заранее по телефону договаривается с сотрудником кредитного учреждения о встрече, на которой происходит оформление всех нужных бумаг. Для этого хватит 15 минут.
Услуга электронной ипотечной сделки — платная. У каждого банка, который готов её предоставить, свой тариф, но преимущества тоже весомые. На первое место следует поставить прозрачность и надёжность такой операции. Сотрудник банка сам проверит все документы — клиенту не придётся обращаться к риелтору, среди которых можно встретить и несведущего человека. Финансовое учреждение, напротив, заинтересовано в том, чтобы все бумаги были оформлены правильно: оно рискует своими деньгами.
Второй важный плюс — время, которое сэкономят все стороны сделки. Поставить подписи под нужными документами, конечно, потребуется, но этим участие покупателя и продавца ограничится — сотрудник банка направит бумаги в Росреестр в рамках системы электронного взаимодействия, там их проверят и зарегистрируют в течение нескольких минут. Клиенту не придётся идти в МФЦ, чтобы сдать кредитный договор и договор долевого участия в строительстве или договор купли-продажи на регистрацию.
Только после того как сделка будет зарегистрирована, банк перечислит средства застройщику или собственнику и вышлет копии всех договоров и выписок участникам на электронную почту. Кстати, при получении налогового вычета в Федеральной налоговой службе можно не предоставлять бумажные версии договоров — сотрудники ведомства имеют к ним доступ благодаря системе электронного межведомственного взаимодействия.
Ещё одним преимуществом цифровой ипотечной сделки может стать снижение ставки по кредиту. Так что те средства, которые клиент заплатит за услугу, банки компенсируют более привлекательными условиями.
Лидерами по предоставлению документов в электронном виде в Новгородской области являются Сбербанк, ВТБ, Совкомбанк и Тинькофф банк.