Почему Юрий Быков ведёт бой с ветряными мельницами
Творческий вечер российского кинорежиссёра, сценариста, продюсера и актёра Юрия БЫКОВА, впервые приехавшего в Великий Новгород по приглашению Бюро приключений «53 тура», длился около трёх часов. И, судя по настрою гостя, мог бы и дольше…
Камерный зал кинотеатра «Новгород» собрал пару десятков поклонников автора полнометражных картин «Жить», «Майор», «Дурак», «Завод», «Сторож», культового сериала «Метод». Разговор был неспешным, обстоятельным и труднопересказываемым. На максимально абстрактные вопросы Быков умудрялся давать ещё более абстрактные ответы, зато был максимально честен и энергичен. Ближе к концу вечера и вовсе признал, что всё происходящее для него в этот вечер сравнимо с роком. В смысле — есть драйв.
Драйв и правда был. Поскольку поговорить удалось о вере и атеизме, страхе смерти и движении BLM, конспирологии, честности, отношениях с близкими людьми, борьбе с системой и поиске себя.
Оттого при расставании было ощущение, что прощаешься с хорошим знакомым. Но ненадолго. Поскольку в обозримом будущем Быков-режиссёр пообещал зрителям премьеру нового фильма «Хозяин».
Про Великий Новгород
В городе я впервые. Был сегодня в кремле и на экскурсии по Рюрикову городищу. Зимой всех красот не оценишь, конечно. Зато узнал много интересных вещей. Сам я родился в Рязанской области. Поэтому поля и большая река для меня не что-то принципиально новое. Уже 20 лет живу в Москве, и это сказывается на ощущении страны в целом, России. Но у меня есть важный плюс. Мать и отчим живут так, что раз в месяц, иногда чаще, я 3,5 часа на автобусе еду в сторону Новомичуринска. Поэтому сказать, что я сильно прямо оторван от жизни в России, не могу. Все контрасты вижу.
Про современное кино
В кино сейчас — как будто тренд на социалку. И это как-то даже утомляет. Я как раз из той когорты режиссёров, что с разных точек, разными средствами, но всё-таки освещают действительность современной России. Я, по большому счёту, веду бой с ветряными мельницами. Суть моего творчества — человек, а не социальные процессы. Но всё же значительная часть того, что я делаю, и более известная часть — это именно социальные процессы, наверное. Можно меня формально назвать проблемным режиссёром. В творчестве я никогда не ориентировался на рейтинги, на цифры. А во главу угла ставил рассмотрение проблемы. Раньше я довольно активно ездил по городам. Участвовал в фестивалях. А пандемия и этот перерыв натолкнули меня на мысль, что, наверное, важнее всё-таки внутренний мир. Я сидел и всерьёз думал, чем хочу заниматься дальше.
Про корни
На мне сейчас очень сказывается отсутствие корневой системы. Я жил с родителями в небольшом вагончике. Вокруг — гладкое, как стол, поле, разрушенные церкви и постоянное ощущение, что твоя история стёрта. В церкви — в лучшем случае склад соломы. И когда я был на Рюриковом городище, то понял в очередной раз, что если нет корневой системы, если в душе — огромная дыра, то проблемы будешь искать вовне, а не в себе. Этим я занимался в первых своих картинах. Искренне, с обострённым чувством справедливости, но по-мальчишески инфантильно. Я не понимал, откуда брать энергию. Сейчас понял, что важны другие вопросы: откуда ты? Кого ты на самом деле любишь? И кто любит тебя? У меня сейчас такой период наступил, что за всё моё творчество мне ни в коем случае не стыдно, но дальше копать надо гораздо глубже.
Про честность
Если жить честно — это как? Вопрос честности — ключевой, и он тормозит и раздирает меня на части. Чтобы ответить на вопрос, честно ли я живу, нужно ответить на несколько более сложных вопросов. Что такое честность? Это — позиция, основанная на том, что идея выше человека.
Абсолютная свобода предполагает абсолютную честность. Я раньше думал, что существует некое идеальное общество, в котором человек абсолютно свободен, а значит, и абсолютно честен.
Но, находясь в системе, абсолютно честным быть не получится. Даже на условном Западе, чья система ценностей представляется нам в качестве примера свободы, всё не так просто.
Честность — не категория любви. Обострённое чувство справедливости заменяет любовь. Потому мне кажется, что русское взросление — это конформизм. Та самая теория малых дел.
Про веру
Атеизма нет. Я им легко переболел в каком-то таком очень раннем возрасте. Задумался в школе: молекулы, атомы, протоны, нейтроны, а дальше-то что? И тут понял, что есть грань, за которую мне как созданию думать запрещено. А Бог есть. Мой однофамилец Дмитрий Быков об этом очень хорошо сказал: как я могу не осознавать Творца? Если я вижу его творение, вижу структуру в окружающем мире. А вера в религиозном формате — это комьюнити. Мне кажется, что каждый поступок либо нравственный, либо безнравственный. И всё.
Про творчество
У меня была идея обратиться к истории, переосмыслить прошлое. Но сначала необходимо достигнуть осознанности. А у меня — кризис среднего возраста. Созрели вопросы краеугольного характера. Они очень простые и крайне сложные одновременно. Например, я не знаю, что мне делать с отцом, которого не видел двадцать лет и к которому не чувствую ничего. Есть мнение, что нужно ехать к нему и вытаскивать из деревни, налаживать отношения. Но я понимаю, что это бесполезно. В прошлом году я увидел совершенно чужого человека. И что с этим делать?
Про будущую премьеру
В следующем году должен выйти новый фильм «Хозяин». Сначала я думал, что работа будет быстрой, но так не получилось. В этом фильме мировоззрение, которое я перерос окончательно. Картина не провальная, она актуальная. Но просто лично для меня тема потеряла остроту. При этом «Хозяин» сложнее предыдущих картин. Это снова социалка и провокация про человека из народа, который спасает от смерти силовика. У героев завязываются дружеские отношения, но потом…
Сусанна АЛЬПЕРИНА, обозреватель «Российской газеты»:
— Юрий Быков на сегодняшний день — один из немногих режиссёров, которого можно назвать народным. Недаром его продюсеры рассказывают о том, что он много ездит по стране, на встречи с ним собираются люди и именно его спрашивают, как жить дальше. Он умеет в своём кино если даже не заступиться за «униженных и оскорблённых», то, по крайней мере, заметить их…