Среда, 23 июля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Елена Кузьмина

«Ассистент» для дальнобойщика

Молодой учёный работает над системой, которая сделает парковку фур более удобной

Универсальную систему навесного оборудования, которую разрабатывает Николай Петров, можно установить не только на фуре, но и любом другом грузовике.

Универсальную систему навесного оборудования, которую разрабатывает Николай Петров, можно установить не только на фуре, но и любом другом грузовике.

Фото: из архива «НВ»

Молодой учёный работает над системой, которая сделает парковку фур более удобной

Тему для своей научной работы аспирант Новгородского университета Николай Петров обнаружил прямо на улице. Кроме шуток. Как-то, ещё будучи студентом, он обратил внимание, как сложно было припарковаться фуре с прицепом. Водителю приходилось выходить из кабины, чтобы определить, какой маневр лучше совершить, чтобы автомобиль вписался, не задев никого и ничего по соседству. Так родилась идея создания системы, которая помогает грузовику с полуприцепом правильно, эффективно и безопасно двигаться в сложных транспортных ситуациях.

Успешно и быстро провести параллельную или перпендикулярную парковку может далеко не каждый водитель фуры. Даже опытные дальнобойщики сталкиваются с проблемами — в этом случае возникает слишком много слепых зон, а окружающие объекты, как известно, кажутся ближе, чем находятся на самом деле. Разрабатываемая Николаем система-ассистент поможет значительно упростить эту работу.

Сначала исследования, которые вёл Николай, были научно-теоретическими. В 2018 году он получил грант по программе «УМНИК» на разработку проекта — 500 тысяч рублей. Это помогло подготовить макет автопоезда с использованием экспериментального оборудования в размере 1:10.

Что же это такое? Универсальная система навесного оборудования, которое можно установить не только на фуре, но и любом другом грузовом или пассажирском транспортном средстве. Оно состоит из датчиков, экрана и других элементов, размещаемых в кабине и позволяющих измерять технические показатели и производить расчёт требуемой траектории движения в зависимости от окружающей обстановки и транспортной ситуации.

Сердце системы — очень перспективная сегодня технология лидар, которая с помощью лазера очень точно позволяет измерять расстояние до любых объектов, в том числе движущихся. Информация от датчиков поступает на монитор в кабине, преобразуется в графическое изображение, позволяющее задать оптимальную траекторию движения и алгоритм поворотов руля.

Из-за лишних маневров во время парковки фуры не только расходуют дополнительный запас топлива, но и быстрее изнашивают резину. «Улетает в трубу» рабочее время водителя, разгрузка, загрузка и вся поездка занимают больше времени. Наконец, использование системы с лидаром поможет бизнесу решать и кадровые сложности — к работе можно будет привлекать менее опытных водителей.

Впрочем, говорить, что Николай в одиночку трудится над своим проектом, неправильно. Он координирует работу целой команды, в состав которой входят другие аспиранты и студенты НовГУ, представляющие одновременно несколько научных лабораторий Новгородской технической школы. Чтобы создать систему такого уровня, необходимы знания на стыке сразу нескольких направлений — машинного зрения, искусственного интеллекта, машиностроения, программирования, математики… Наш герой, например, возглавляет лабораторию автономного транспорта.

— Без коммуникации эта работа была бы попросту невозможной, — говорит Николай.

Недавно молодой учёный и его команда стали победителями программы по поддержке стартапов российского Фонда содействия инновациям «Старт». Это позволит им получить 3 млн рублей, которые пойдут на создание прототипа системы-ассистента и провести его испытания — договорённость с одной из новгородских компаний уже есть.

Универсальную систему навесного оборудования, которую разрабатывает Николай Петров, можно установить не только на фуре, но и любом другом грузовике.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны быть завершены в 2023 году. Одним из их обязательных условий станет создание юридического лица — компании, которая и займётся разработкой прототипа. Все компоненты, которые будут использовать для выпуска первого изделия, будут отечественными, в том числе и программное обеспечение.

Новгородский проект уже получил благословение от экспертов инновационного центра «Сколково»: в январе после презентации проекта на питч-сессии Николаю сообщили, что направление выбрано верно и включает в себя несколько небольших и очень важных элементов, применимых для других отраслей промышленности. В будущем учёный планирует стать резидентом инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника — Валдай», чтобы претендовать на налоговые преференции и коммуникацию с ведущими предприятиями.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Дракон в плетёнке

Дракон в плетёнке

Проект новгородского мастера резьбы по дереву Фёдора Дмитриева получил статус общенационального и грант от президента

23.07.2025 | Общество

Усатые-полосатые

Усатые-полосатые

Писательница из Санкт-Петербурга Ольга Лукас на творческой встрече в Новгородской областной библиотеке рассказала, чему можно научиться у кошек

23.07.2025 | Общество

Привлечь к труду

Привлечь к труду

В Крестцах открыли исправительный центр для осуждённых

23.07.2025 | Общество

Бог дал им второй шанс...

Бог дал им второй шанс...

Анонимные алкоголики Великого Новгорода — о пути к трезвости

23.07.2025 | Общество

POS-кредит, или кредит в точке продаж: стоит ли его брать

POS-кредит, или кредит в точке продаж: стоит ли его брать

Кредиты в магазинах — быстро, но рискованно! Высокие проценты, навязанные услуги и риск испортить кредитную историю. Что учесть перед оформлением?

23.07.2025 | Общество

Как сохранить здоровье головного мозга?

Как сохранить здоровье головного мозга?

Невролог Евгений Кузьмин — о главных правилах защиты мозга: физическая активность, контроль давления, отказ от курения и своевременное лечение хронических заболеваний

23.07.2025 | Общество

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 23.07.2025 года

РЕКЛАМА