Безбумажный обмен документами между Росреестром и МФЦ поможет сократить время сделок с недвижимостью
Теперь государственную регистрацию недвижимости в России будут проводить значительно быстрее, а значит, и время сделок с покупкой или продажей жилья или земли тоже сократится. Всему причиной — изменения в соответствующий федеральный закон, которые вступили в силу 29 июня и ввели электронный документооборот для оказания госуслуг в сфере недвижимости. Росреестр и МФЦ перешли на безбумажный обмен документами для выполнения учётно-регистрационных процедур.
Необходимость изменений продиктована жизнью. До начала их действия документы, поданные в МФЦ заявителями для кадастрового учёта или регистрации прав на недвижимость, направляли в Росреестр в бумажном виде. После проведения процедур их доставляли обратно в офисы МФЦ, где выдавали собственникам недвижимости. Иногда вся процедура растягивалась до 12 дней. В частности, срок регистрации права на недвижимость в регионе составляет около пяти рабочих дней, из которых два уходили на движение пакетов между МФЦ и Росреестром, сообщили в областном управлении этого федерального ведомства.
— С 29 июня бумажные документы, представленные заявителем для учётно-регистрационных действий, сотрудник МФЦ будет переводить в электронный вид, заверять их электронной подписью и направлять в Росреестр, — пояснила руководитель территориального управления федерального ведомства Светлана ЛУГОВЦОВА. — Неудобств заявителю это не создаст. Только преимущество в сокращении срока получения госуслуги.
По словам директора Кадастровой палаты по Новгородской области Елены МИЛЯГИНОЙ, по прогнозам топ-менеджмента российской Кадастровой палаты, новшество позволит сэкономить около 26% рабочего времени государственного регистратора, а для граждан сделает процесс получения услуг не только удобным, но и более оперативным.
В новгородском Росреестре поспешили успокоить жителей региона, так как многие посчитали, что теперь заявитель должен подавать все документы только в электронном виде. Порядок обращения за услугами по регистрации недвижимости через МФЦ останется прежним, а готовые документы заявители при желании смогут получить и в бумажном виде.
После начала действия поправок изменения коснутся регистрационной надписи на договоре или дополнительном соглашении — её больше ставить не будут, пояснили в Кадастровой палате Новгородской области. Проведение учётно-регистрационных процедур будет удостоверяться самой выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Согласно обновлённому закону, ни Росреестр, ни госрегистратор не несут ответственность за убытки, если документы из МФЦ были переданы с нарушениями или ошибочными данными.
Поправки в закон также расширили круг оснований для приостановления учётно-регистрационных процедур с недвижимостью. Представленные документы могут признать подложными по решению суда, по поступившей от правоохранительных органов или службы судебных приставов информации. Приостановить процедуру сможет сам госрегистратор.
— Есть приятные новости, связанные с изменением законодательства, и для дольщиков. Для них упрощается регистрация прав собственности в электронном виде, — рассказала заместитель директора, главный технолог Кадастровой палаты по Новгородской области Светлана ХАНЫГИНА. — С 29 июня участники долевого строительства вправе подать документы через застройщиков, которые обязаны отсканировать передаточные акты и заверить их своей усиленной электронной подписью для направления в Росреестр. Электронный образ документа имеет одинаковую юридическую силу с его бумажным аналогом.
Изменения в удостоверении регистрации недвижимости с 29 июня:
• не будут проставлять штампы по сделкам на бумажных документах;
• попала под запрет подача заявления о кадастровом учёте и регистрации прав по почте. Это поможет предотвратить мошеннические или несогласованные действия с недвижимостью собственников;
• срок хранения документов, поданных заявителем на бумаге, составит 45 дней. Далее невостребованные документы передадут на хранение в филиал «ФКП Росреестра» по Новгородской области;
• в качестве подтверждения госрегистрации будут выдавать выписку из ЕГРН.
Владельцы недвижимости получат выписку из ЕГРН:
• после завершения сделки с недвижимостью при купле-продаже;
• при возникновении, изменении или переходе вещных прав;
• при ограничении права, обременении объекта недвижимости, в том числе ипотеки.