Лариса ФОМЕНКО, практикующий психолог, кандидат психологических наук:
— Время счастливых каникул заканчивается не только для школьников, но и для родителей. Хочется верить, что каникулы были хорошо спланированы: дети путешествовали, расширяя кругозор, активно отдыхали, оздоравливались и не забывали о чтении.
Самостоятельное чтение летом позволяет детям не потерять навыки, которые потребуются в учебном процессе: умение концентрироваться, тренировать память, грамотно говорить. Подготовка детей к учебному году проходит легче, если летом родители обсуждали прочитанное с ребёнком — это то, что позволяет сохранять его умственную активность и помогает легче начать учёбу.
В адаптации детей, которые первый раз пойдут в школу, всё еще сложнее, имеют значение даже фразы взрослых, говорящих вскользь: «погоди, вот начнётся школа и кончится твоё детство», «поиграй пока, потом-то некогда будет» и тому подобное. И у них складывается впечатление, что их ждёт непосильная работа, стресс. Формируется стойкое отвращение к школе. И наоборот, если вы будете рассказывать ребёнку о школе, как о чём-то увлекательном, подчёркивать те перспективы, которые у него появятся в связи с учёбой, то и настрой будет более оптимистичным. Создайте у него ощущение, что школа — это путь к каким-то интересным возможностям, что именно благодаря школе он сможет реализовать, то, что для него важно: «Вот сейчас ты не можешь прочитать инструкцию к игрушке, а пойдёшь в школу, и сам сможешь разобраться!».
Родителям важно помнить о том, насколько сложно маленькому человечку в новых условиях, и стараться быть на его стороне: не передавливать, сохраняя самооценку малыша. Задача родителей — подчеркивать не промахи и ошибки, а делать акцент на успехах, на том, что получается хорошо.
Ошибки рассматриваются не как неудача, а как способ себя улучшить: «Смотри, вот здесь не очень получилось, давай сделаем лучше! Ты сможешь, у тебя получится!». Родителям надо учиться особо выделять успехи школьника: «Мне очень нравится, как ты это сделал», «Я горжусь тобой!». Не надо жалеть времени на проговаривание с ребёнком причин его нехотения идти в школу, его страхов и тревог по поводу нового учебного года, нового класса, новых учителей: «Я понимаю, как тебе трудно (страшно, не хочется), но давай посмотрим на это с другой стороны…».
Родители должны понимать, что обучение будет идти хорошо, если у ребёнка появляется радость от этого процесса. Поэтому важно наблюдать, как он себя чувствует, о чём рассказывает, в каком состоянии возвращается из школы. Если он сильно устаёт, выматывается, то следует отказаться от дополнительных занятий, снизить нагрузку. Ребёнок окрепнет, адаптируется, и, если потребуется, можно вновь предложить ему дополнительные занятия.
Теги: школа, 1 сентября, школьники, психолог , Лариса Фоменко