Туристы и горожане учатся воспринимать Великий Новгород на слух
В этом августе исполнился ровно год, как на центральных улицах Великого Новгорода стали появляться группы людей в одинаковых наушниках. Защищённые от внешних звуков, слушатели, как правило, движутся определённым маршрутом, останавливаются синхронно, как по команде снова начинают движение в собственном ритме.
За первый год существования проект «Слушай Новгород», создающий иммерсивные спектакли-променады, укоренился в культурной городской афише, обзавёлся поклонниками, завоевал несколько наград, а главное, продолжает развиваться. О том, что уже удалось, а над чем ещё нужно работать, рассказала создатель проекта Екатерина ТОМАСОВА.
— Екатерина, прежде всего вы говорите, что прогулки с «Слушай Новгород» это НЕ экскурсии?
— И это принципиальный момент. По моим ощущениям, классический формат экскурсии постепенно уходит на второй план. Для нового поколения нужно делать новый продукт. Мы работаем именно в этом направлении. У нас не историческая справка, даты, архитектурные стили, а эмоции, легенды, детали. Не отстранённый пересказ, а вовлечение в жизнь города. По этому принципу создавался наш дебютный спектакль «Слушай Новгород». Так же работает и второй — «Слушай 41-й».
— Можно ли говорить о Великой Отечественной войне в заявленном лёгком формате?
— Если первый проект скорее прогулка, то второй именно спектакль, разыгрывающийся «на ходу». Здесь есть драматургия, есть герой, есть декорации и предметы. Нам нравится экспериментировать с форматами. Что до темы… Мы действительно очень хотели рассказать о военной истории города. Но не словами учебника: сухо и отстранённо, а так, чтобы зацепить. Чтобы люди прочувствовали эту глубину и что-то поняли. Но главное — чтобы к теме появился интерес. Чтобы участник вернулся домой и начал искать, читать в этом направлении. Мы старались взять в работу необычные истории, основанные при этом на реальных событиях. В спектакле масса фактов: мы работали с источниками. И даже взрослая аудитория после знакомства говорит, что многое было неизвестно. При этом главный герой у нас молодой мальчишка. Вместе с ним экскурсанты проходят сложный путь. «Слушай 41-й» не столько про войну, сколько про любовь, взросление, осознание.
— Как ваш проект прожил первый год?
— За первый год мы сумели получить три значимых для нас награды. «Слушай Новгород» стал лучшим проектом в сфере cоциального туризма на региональном этапе, взял третье место в областном конкурсе инновационных проектов в сфере туризма «Земля Новгородская», попал в финалисты Всероссийского конкурса медиапроектов «Городские интонации». Вместе с нами по маршруту прошли около 800 человек. О нас рассказали два перспективных ТВ-шоу о туризме. Раньше нашей аудиторией были, в основном, новгородцы. Сейчас это всё чаще — туристы.
— Создавая свои спектакли, на кого вы ориентируетесь в первую очередь?
— Мы надеемся делать больше спектаклей с разными задачами. «Слушай 41-й» это спектакль-эмоция. А «Слушай Новгород» — тот самый единственный шанс зацепить туриста. То есть ты приехал в город, вместе с нами прошёл по его улицам. Влюбился, на ходу заметил, в какие места обязательно вернёшься после променада. Мы работаем так, будто у нас нет второго шанса. В снег, в град — в любую погоду. Потому что если мы и город понравимся туристам, они будут приезжать ещё и ещё.
— А что дальше?
— Планов много. Возможно, устроим прогулку к городским фасадам, на которых появились муралы. Возможно, акцентируем внимание на Средневековом городе. От постоянных слушателей есть запрос на лёгкие, «корпоративные» аудиоспектакли для хорошего отдыха, нетипичного празднования дня рождения. Над всем этим нужно много работать. Кроме того, мы постоянно пишем грантовые проекты, потому что развивать коммерческий проект без поддержки — крайне сложно. Надеюсь, у нас всё получится.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Сергей КОЗЛОВ, театральный критик:
— Команда Екатерины Томасовой создает легенду, где степень правдивости измеряется не количеством исторических фактов и персоналий, а полифоническим интонированием. Герой, имени которого мы так и не узнаем, «сходит» с бронзового горельефа Стелы воинской славы, чтобы пережить большую войну. Он теряет семью, первую любовь, целый город, но сохраняет чистоту души. Именно этот диссонанс упрямого, светлого, в чем-то наивного голоса, что ведет участников спектакля, и стремительно разрушающегося мира организует действие.
Создатели разбавляют традиционные туристические локации закоулками, подворотнями. Приключения, выпавшие на долю мальчишки из 1940-х, лишены батальности и надрыва. Осторожное перешептывание родителей перед уходом отца на фронт, тихое любовное воркование с дочерью новгородского бургомистра Милой (реальное историческое лицо) разбивают сердце слушателя на осколки. Здесь нашлось место и вопросам о цене войны, степени предательства, границах между своими и врагами. А главное — пробуждению после кошмара. Жестокость и несправедливость, которые всегда приносит война, навечно выжигают свои знаки на монументе истории. Спектакль «Слушай 41-й» предлагает помнить об этом перед лицом спокойно текущей воды в реке, отстроенного города. Не столько понять, сколько прочувствовать выбор, сделанный людьми несколько десятков лет назад, когда в их дома пришла Великая Отечественная война.
Теги: туризм, Слушай Новгород, туризм