Воспитанники инклюзивной пластилиновой студии школы № 16 Великого Новгорода создали мультфильм о дружбе
В прошлом году проект новгородской некоммерческой организации помощи людям с расстройством аутистического спектра (РАС) «АутизмПобедим» «Инклюзивная пластилиновая мастерская» победил в конкурсе Фонда президентских грантов.
Площадкой для его реализации стала школа № 16 Великого Новгорода, где четыре ребёнка с аутизмом зачислены в общеобразовательные классы начальной школы. Впрочем, как пояснила один из авторов проекта, мама школьника с РАС Станислава РУСИНОВА, для построения полноценной инклюзивной системы важно также наладить неформальное общение между обычными учениками и учениками с аутизмом. Поэтому необходимо регулярно повышать и поддерживать коммуникативные и игровые навыки у детей с РАС, учить их правильному поведению и социально приемлемому взаимодействию со сверстниками. Правильно, непринуждённо это можно сделать в каком-то общем деле, например в создании мультика.
— Задача состояла в том, чтобы показать типично развивающимся детям, что их сверстники с аутизмом тоже обладают творческими способностями, найти между ними точки соприкосновения, общие интересы. Несмотря на множество сложностей, с которыми сталкиваются наши дети: из-за нарушения моторики у них не получается красивый почерк, они не могут ответить на большое количество вопросов, сосредоточиться в шумном помещении, общего с типично развивающимися детьми у них гораздо больше, чем отличий, — говорит Станислава.
Поскольку всем детям нравится лепить из пластилина, было решено использовать этот материал в работе над мультфильмом. Объединила она 11 юных школьников — с аутизмом и без. Сценарий, декорации, озвучку персонажей полностью доверили детям. Итогом коллективного творчества стал двухминутный мультфильм о дружбе под названием «Волшебные пельмени».
По словам Станиславы, которая и руководит студией, подобный опыт инклюзии положительно влияет и на обычных детей. У них развивается барьерное мышление, способствующее их успешности в будущем:
— Как выяснилось в процессе реализации проекта, таким детям не хватало внимания взрослых. Им хотелось участвовать в чём-то полезном. А нашим детям с аутизмом требовалось развить коммуникативные навыки. И если не применять специальных техник, не создавать условия для общения, то чем взрослее они станут, тем заметнее будет разрыв. Были опасения, что детям будет сложно сосредоточиться на работе, требующей скрупулёзности. Но используя методы, которые применяются для обучения детей с РАС, — это визуальная поддержка, таймеры, получилось создать спокойную, рабочую обстановку. С инклюзивными практиками школы получают дополнительные ресурсы для открытия студий, кружков.
Премьера мультфильма состоялась во время фестиваля «Инклюзивная станция», устроенного в 16-й школе на прошлой неделе.
После просмотра мультфильма для ребят начальной школы организовали квест-игру, чтобы в доступной форме дать им информацию о том, с какими трудностями сталкиваются их сверстники с РАС, научить их быть толерантными и отзывчивыми.