Увлечённые фольклором новгородки объединились и создали ансамбль
Первая репетиция коллектива «Нова Радость» состоялась ровно год назад. И за это время он сумел о себе громко заявить на фольклорных фестивалях и праздниках. Впрочем, его участницы — а так сложилось, что группа получилась исключительно женской — предпочитают говорить о себе не как об ансамбле, а как об объединении. Каждая в нём — творческая личность, будь то в рукоделии, фотографировании или проведении экскурсий. Но свой талант они готовы привносить и в общее дело, более того, гореть им.
Арт-терапия фольклором
Между тем руководитель у «Радости» всё же есть. Хлопоты по всем организационным моментам взяла на себя Мария ВАСИЛЬЕВА. Она же собирает участниц у себя в квартире на репетиции. Как правило, уже после отработки исполнения песен, танцевальных движений, за чашкой чая они обсуждают репертуар, программы, образы, в которых планируют выйти к публике. Кстати, в результате долгих бесед с перебиранием множества вариантов и появилось название коллектива.
— Нам хотелось, чтобы оно отражало специфику того, чем мы занимаемся, и было оригинальным, не похожим на другие, — говорит Мария. — Название взято из текста рождественской колядки, которая звучит во время сцен вертепа: «Нова радость стала, яко в небе хвала, над вертепом звезда ясна, светла воссияла». И эта фраза точно отражает, что для меня фольклор. Он — прежде всего радость, которая возникает, когда люди собираются вместе, начинают плясать, петь, участвовать в играх. Миссия нашего объединения — дарить радость. Сейчас нас шесть человек, но мы открыты для новых участников, неравнодушных к традиционной культуре. Наше объединение не относится к какому-либо учреждению. Мы вместе решаем, что хотим донести до зрителя, какие вопросы поставить, и ищем пути воплощения наших идей.
Для самой Марии фольклор давно стал неотъемлемой частью жизни, хотя образование и работа относятся к другой сфере. Она училась в детстве в музыкальной школе русского фольклора, много лет была участницей фольклорного театра «Круговина». Судьбоносная встреча с традиционной культурой произошла, когда она была студенткой первого курса института. Произошло это словно озарение, в день её рождения. Тогда Мария встретила его в плохом настроении и не собиралась отмечать. Случайно прочитав объявление о том, что в музее деревянного зодчества «Витославлицы» будет фольклорный праздник, отправилась туда, чтобы «разогнать тоску»:
— Это было спонтанное решение. Обычно на подобных праздниках я оставалась в роли наблюдателя. А тут неожиданно для себя полностью погрузилась в происходящее — хороводы, игры, мастер-классы… И через какое-то время поняла, что моё состояние полностью изменилось, день стал светлым и радостным. Чтобы фольклорные праздники зарядили человека, ему надо быть их участником, а не зрителем.
Более того, Мария считает, чтобы влиться в фольклорный коллектив, не обязательно иметь музыкальное образование, разбираться в таких понятиях, как «равномерно темперированный строй», «интонирование в пении». Надо сделать первый шаг — прийти к единомышленникам и начать петь.
— Многие учатся петь прямо в коллективе. А возможности развить свой музыкальный потенциал есть практически у каждого, — уверена она. — Пение — это самовыражение, а пение фольклорных текстов — это возможность соприкоснуться с традициями, абстрагироваться от своих тягот и забот. Сейчас даже появилось такое направление, как терапия фольклором — когда человек через пропевание фольклорных текстов может выразить свои эмоции, разобраться в сложных проблемах своей жизни. Человек в XIII веке испытывал те же чувства: любовь, гнев, печаль, что и человек в XXI веке, поэтом справедливо будет сказать, что фольклор находится вне времени.
Частица культуры
Жемчужина репертуара «Радости» — духовные стихи. Русские народные стихотворения-песнопения на христианские сюжеты до церковного раскола были распространены повсеместно. Но после XVII века оберегали и сохраняли их старообрядцы. По словам Васильевой, в настоящее время важно, чтобы духовные стихи не замыкались в узкой среде. Воспринимать их следует не столько как религиозный конструкт, а как часть культуры, и стремиться к тому, чтобы как можно больше людей в России, вне зависимости от их вероисповедания, знали о них:
— Меня в этом плане вдохновляет цитата российского философа Григория Померанца о том, что «глубина одной великой религии ближе к глубине другой великой религии, чем к собственной поверхности». То же самое, мне кажется, относится и к культуре. Духовные стихи — это наша история. Они наполнены глубоким смыслом и красотой. В постановках по духовным стихам мы выступаем в чёрной одежде, чтобы слушателя ничего не отвлекало от их содержания.
Общий настрой участниц «Радости» не в том, чтобы просто попеть в компании, поговорить, что в принципе тоже неплохо, а в том чтобы сделать весьма конкретный музыкально-танцевальный продукт и широко его показать.
Площадки фестивалей как раз и подходят для этого. Ближайшее выступление коллектива пройдёт на фестивале музыкальных древностей «Словиша» памяти новгородского исследователя, музыканта, археолога Владимира Ивановича Поветкина.
Кроме того, Мария выступит в составе трио «Гладь» вместе с новгородскими музыкантами Лидией Истратовой и Ольгой Угринчук. Зрителей ждёт небольшой эксперимент — под гусли прозвучат современные и авторские песни.
— Это будет логичное продолжение традиций. Если мы играем на гуслях сейчас, то почему бы не использовать возможности этого инструмента — тем более они позволяют — и таким образом тоже. На фестивалях всегда есть чему удивиться, чему научиться у других коллективов, — поделилась Мария. — «Словиша» — уникален. Пожалуй, в России подобных фестивалей, кроме Новгорода, нигде больше не проводится. В его рамках совмещают и лекции, и концерты, и мастер-классы. При этом программа построена так, чтобы гости фестиваля, не мучая себя выбором, смогли посетить все площадки.
Балалайка — три струны
«Нова Радость» — представитель этнографического фольклора, придерживается аутентичной направленности. Участницы шьют наряды, максимально приближённые к тем, что носили в старину на Новгородчине. Воспроизводят пляски и песни в той манере, которая бытовала когда-то в новгородских деревнях — в танце руки выше пояса не поднимать, перемещаться маленькими шагами, а песни весёлые сопровождать наигрышами балалайки.
Мария многое может рассказать об этом музыкальном инструменте:
— У исследователей нет единого мнения в вопросе, произошла ли она от домры или всё-таки появилась самостоятельно. Балалайка — скомороший инструмент. И, как другие, что использовались скоморохами, попала в XVII веке при Алексее Михайловиче Тишайшем в опалу. Возродилась в XIX веке благодаря музыканту Василию Васильевичу Андрееву, который однажды услышал в своём поместье игру балалаечника. Он усовершенствовал инструмент и создал оркестр русских народных инструментов. Увы, в 1960-е годы спрос на балалайку в стране настолько упал, что пришлось закрыть в Боровичах знаменитую фабрику по их производству. Возможно, интерес населения к инструменту снизился из-за того, что сформировался сценический фольклор, при котором всё деревенское, крестьянское воспринималось как отсталое и не совсем нужное. Хотя он и опирается на традиционные образцы, но адаптирует их под сцену — так, чтобы было громко, ярко.
«Нова Радость», по признанию Марии, ищет свой путь. Например, в постановках по духовным стихам опирается не только на местный материал, а использует близкие по смыслу тексты из разных регионов. На их основе новгородкам уже удалось подготовить отдельный цикл, в котором рассказывается история о прощании души с телом, загробном мире. Следующий будет посвящён более близкой им теме — женской судьбе. Участницы коллектива споют колыбельные, любовную лирику и прочие песни, раскрывающие женское начало.