Художник Любовь Шанина из Мошенского передаёт традиции народных росписей по дереву.
Несколько лет назад художнику росписи по дереву, руководителю студии «Росписи России» мошенского Центра народного творчества Любови ШАНИНОЙ попал в руки старинный сильно повреждённый сундук. Её знакомые продавали деревенский дом в Мошенском и избавлялись от всего ненужного. Возможно, если бы не заинтересованность Любови Николаевны, этот испорченный предмет семейного быта с другими негодными вещами тоже оказался бы на свалке.
Сундук, кстати, очень большой. Судя по уцелевшей в нём полочке с углублением для ниток и веретён, предназначался он для одежды.
Несмотря на следы гниения, несколько слоёв половой краски, мастер разглядела в нём потенциал. Полгода потратила только на то, чтобы обработать его древесину антисептиком. Шпаклевала, грунтовала, шлифовала и за время реставрации много чего услышала от близких, самое безобидное: «Зачем тебе это надо?»
Но Любовь Николаевну сомнения и скепсис окружающих не сбили с намеченной цели. Она ясно видела конечный результат своих усилий и трудов — сундук станет художественным произведением. Его стенки и крышка будут украшены расписными иллюстрациями пейзажей села. Так оно в итоге и получилось.
Сейчас сундук — на самом видном месте в картинной галерее Мошенского. Рисунки на нём рассказывают её посетителям о местных храмах — Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца.
— Использовала я городецкую роспись. Допускаю, что найдутся мастера, которые скажут, что у меня есть отклонения от неё. Например, в классическом городецком стиле лица белые с чёрной прорисовкой, а у меня они ещё и с небольшим румянцем, — рассказала Любовь Шанина. — Мне близка позиция известной художницы декоративно-прикладного искусства Зинаиды Голубевой, которая говорит, что всё равно каждый художник будет писать по-своему. Тем более у современных мастеров — другие краски, кисточки.
Любовь Николаевна родом из Архангельской области. Она выпускница Великоустюгского художественного училища, которое окончила с красным дипломом в конце 1980-х годов. У начинающего специалиста была своя коллекция расписных предметов и икон. В Мошенское она переехала более четверти века назад к родственникам. Ей казалось, что с её образованием и навыками она обязательно найдёт работу в учреждении культуры села. Но тогда этого не случилось. И ей пришлось переквалифицироваться в парикмахеры. Делать людей красивыми, как выразилась Любовь Шанина, ей нравится. Стрижёт она так же хорошо, как и рисует. Но всё-таки её любимое дело — вести творческие занятия в студии:
— Я владею всеми видами народной художественной росписи. Особенно близка хохломская кудрина. На своих занятиях всегда объясняю: композиционная грамотность — это первое для достижения успеха. Любой цветок можно нарисовать так, что он засияет, но если написать их много на одной поверхности, смотреться не будет. Нужно уметь правильно составлять элементы.
Художник призналась, что сундук — её подарок Мошенскому, ставшему для неё родным. Она надеется, что эта работа сохранит в селе память о ней. Планирует дополнить её ещё двумя расписными сундуками. По размеру они значительно меньше, но тоже старинные. Один будет украшен в технике гжели, другой — в росписи пермогорской или борецкой.