Социальный предприниматель из Великого Новгорода Евгения Никонорова откроет инклюзивную мастерскую
В жизни Евгении НИКОНОРОВОЙ тесно переплелись логопедия, керамика, педагогика, предпринимательство. Причём по всем этим направлениям она прошла обучение и стала профессионалом.
Личная история
Её первое образование — экономическое. Когда родился первый ребёнок, она поступила в педагогический колледж. Затем получила специальность логопеда. Захотев развития своих творческих способностей, освоила гончарное ремесло у состоявшихся мастеров. Кроме того, Евгения — руководитель некоммерческой организации «Центр абилитации, социальной адаптации и профориентации «Лепим мир», поэтому активно вовлечена ещё и в общественную деятельность.
Но, прежде всего, Евгения — мама двоих детей, которые дали ей идеи, силы и вдохновение на создание собственного дела. В марте прошлого года она оформила статус социального предпринимателя, а в сентябре открыла в Великом Новгороде недалеко от кремля Центр логопедической, психологической помощи и арт-терапии для детей и взрослых.
— Я в Новгороде человек новый. Моя семья — супруг, дочь и сын — переехала из Санкт-Петербурга, а до этого мы проживали в Калининграде. Новгород приглянулся своей богатой историей, тем, что не надо тратить много времени на перемещение из точки А в точку Б. Он удобно расположен между Санкт-Петербургом и Москвой. Документы на статус социального предпринимателя я подавала уже как новгородка. Всестороннюю поддержку мне оказали сотрудники центра «Мой бизнес». Летом прошлого года принимала участие в акселерационной программе для социальных предпринимателей, а осенью — в образовательной программе «Мама-предприниматель», — рассказала Евгения.
В ноябре проект «Инклюзивная мастерская», благодаря которому подростков обучают навыкам производства сувенирной продукции из глины, был отмечен грантом областного министерства инвестиционной политики.
Правда, появлению её Центра, а в недалеком будущем и мастерской, предшествовал ряд личных событий. Некоторые из них оказались для молодой женщины настоящим испытанием:
— Моя дочь перенесла онкологическое заболевание, у неё диагностировали лейкоз. Лечение было тяжёлым. В связи с осложнениями оно заняло три года. Дочь выдержала 30 наркозов, но её когнитивные функции пострадали. Этот непростой опыт преодоления и абилитации привёл меня к возможности и понимаю работы с детьми с разными проблемами. Я стала волонтёром нескольких благотворительных фондов, проводила логопедические занятия с ребятами с черепно-мозговой травмой, ДЦП, ментальными нарушениями. Многие педагоги боятся работать с такими детьми, но им можно и нужно помочь.
Глина как материал для абилитации
Если ограничиваться только классическими коррекционными программами в занятиях с детьми со сложными речевыми проблемами, то, как считает Евгения, не всегда удаётся достичь необходимого результата. Евгения проходила профессиональную переподготовку у известного врача-психиатра, психотерапевта, создателя отечественной научно-педагогической школы арт-терапевтического образования Александра Копытина. Она стала членом Российской арт-терапевтической ассоциации. И по своей практике знает, что арт-терапия и глинотерапия эффективны также и в логопедии.
— В моём Центре отлажен весь цикл изготовления изделий из глины: формируем, расписываем, обжигаем. Ребёнку важно получить готовую вещь. Благодаря этому у него повышается мотивация, возникает познавательный интерес, — говорит педагог. — Лепка из глины снимает эмоциональное и мышечное напряжение, развивает мелкую моторику, чувствительность пальцев и координацию, сенсорную интеграцию у людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда ребёнок лепит, создаёт какое-то своё изделие, будь то фигура животного, домик, тарелка, это способствует утверждению у него собственного «я». Он всегда может что-то исправить, изменить.
Процесс лепки сопровождается беседой. Центр сотрудничает со сказкотерапевтом из Санкт-Петербурга Ларисой Кононовой, автором книги «Лисёнок Сёма и год чудес». После прочтения этой сказки дети на занятиях лепят её героев, чтобы с помощью глины выразить свои чувства и эмоции.
С самого начала Евгения хотела, чтобы в Центре была инклюзивная среда, где в одном пространстве могли бы заниматься дети с разными диагнозами и без них, чтобы в нём всем было комфортно.
При наблюдении за успехами своих воспитанников с ОВЗ у неё появилась идея — организовать мастерскую, выпускать и продавать керамические изделия. Впрочем, главная цель — чтобы данную продукцию покупали не по той причине, что она изготовлена людьми с ограниченными возможностями здоровья, а потому что она действительно красивая.
— Связав свою жизнь с социальной сферой, погружаясь в её темы, я обнаружила, что в стране действует множество инклюзивных мастерских. Я хорошо знакома с руководителем инклюзивного центра «Дышим вместе», занимающегося социальной и трудовой инвалидностью, Татьяной Мирзахановой из Курска. Во многом ориентируюсь на этот проект. Подобных мастерских должно быть много. Поскольку и детей с особенностями развития много, а специалистов, которые могли бы им помочь, мало, — пояснила Евгения. — Такие мастерские могут решать вопросы трудоустройства людей с инвалидностью. Я вообще за то, чтобы крепло сотрудничество, партнёрство между разными организациями и даже городами.
Дивеевская игрушка в Великом Новгороде
Именно сувенирная продукция, по мнению предпринимательницы, может оказаться наиболее востребованной у покупателей. Уже есть договорённость с одним из магазинов, которые специализируются на реализации товаров, сделанных мастерами ручной работы, — что он будет брать продукцию мастерской без всякой оплаты. Часть выручки направим на развитие мастерской и расходные материалы, часть — будет отдаваться авторам изделий в качестве вознаграждения.
Стартует новый профориентационный проект Евгении Никоноровой с обучения гончарному делу.
— В него войдут дети и подростки, которые уже занимаются в Центре, а также все желающие, кому он будет интересен. Главное, чтобы у участников имелись способности и желание. Покажем им различные техники ремесла, чтобы они самостоятельно выбрали ту, которая им больше понравится, в которой у них лучше получаются изделия, — сообщила Евгения. — На средства гранта приобретаем взрослые классические гончарные круги и детский «Горшеня», на котором даже ребёнок четырёх лет сможет выполнить миниатюрные изделия. Производственный сектор проекта будет курировать керамист с десятилетним стажем работы.
Евгения призналась, что хотя её родители относятся к людям творческих профессий — мама всю жизнь трудилась музыкальным руководителем в детском саду, а папа — художник, увлечение по душе она нашла, когда ей было уже хорошо за тридцать. Керамика покорила сразу:
— Я училась у известного в России мастера по дивеевской глиняной игрушке Натальи Григорьевны Крушинской. Ездила к ней на учёбу в село Дивеево Нижегородской области. Сейчас гончарное дело становится популярным. Возможно, оттого, что в наше напряжённое время многие на подсознательном уровне тянутся к глине. Работая с ней, человек получает расслабление, успокоение, отдых. Именно дивеевскую глину будем использовать для создания сувениров. С ней легко работать, она безопасна.
* * *
В идеале Евгении хотелось бы, чтобы мастерская стала рентабельной, регулярно получала корпоративные заказы от организаций на свои товары. Но она привыкла руководствоваться принципом «здесь и сейчас», который услышала, когда находилась рядом с дочерью в онкологическом отделении больницы.
По информации министерства инвестиционной политики Новгородской области, гранты на развитие своего дела в размере до 500 тыс. рублей к концу прошлого года получили 43 социальных предпринимателя, большинство — из Великого Новгорода. Также социальный бизнес представлен жителями Боровичского, Валдайского, Крестецкого, Старорусского, Новгородского, Марёвского районов. Общая сумма поддержки составила более 21 млн рублей.
Гранты социальным предпринимателям предоставляются второй год подряд в рамках президентского нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».