Новгородка Александра Олейник возит гуманитарные грузы в Донбасс и работает там педагогом-волонтёром
После начала СВО Александра ОЛЕЙНИК приняла решение стать участницей гуманитарных миссий на освобожденных от украинских националистов территориях. В 2022 году, пройдя специальное обучение по программе #МЫВМЕСТЕ, отправилась в Донбасс в качестве педагога-волонтёра. «Мы въезжаем в Мариуполь, / Битый, раненый, живой, / Он стоит, скалой могучей / Возвышаясь над войной», — позже напишет Саша в одном из своих стихотворений…
Их, педагогов, было трое. Миссия длилась пару недель. Александра быстро поняла, что этого времени слишком мало, и при первой возможности вернулась в Донбасс. Только вот следующую гуманитарную миссию ей пришлось завершить досрочно — в ходе волонтёрской работы получила перелом. Однако благодаря этой поездке у Саши появилась идея организовать сбор гуманитарного груза. Выдвинулись с ним из Новгорода в канун нового, 2023 года, а потому среди вещей везли искусственную ёлку и ёлочные игрушки.
Путь оказался непростым: снег, дороги скользкие, машину чуть не занесло. В Мариуполь прибыли ночью. Разместились на полуразрушенном стадионе. Подыскали тёплые помещения. Поставили ёлку. Электричества не было, но Александра это предусмотрела — привезла гирлянды на батарейках.
— Разрушенный город. Утром люди заходят и видят наряженную, светящуюся ёлку. У них такие выражения на лицах! Даже у тех, кто в возрасте. «Ой, ёлочка!..» И люди чуть не плачут, — вспоминает Саша, сама едва сдерживая слезы. — Вот это был праздник! Самый лучший Новый год в моей жизни!
Александра — прекрасный рассказчик. Но рассказывать предпочитает о других, а не о себе. И прежде всего о юных жителях Донбасса, ведь именно с ними ей приходится общаться больше всего.
— Мальчишка лет десяти, а то и младше. Когда бои шли в жилых кварталах, он, чтобы соседям было не так страшно, пел для них советские песни. Представляете? Дом трясётся от разрывов снарядов, а мальчик поёт! — восклицает Саша. — Дом уцелел. Своими глазами не видела бы — не поверила. Вокруг всё разнесли, а этот дом стоит.
Поразилась она и тому, какими могут быть в тяжёлых обстоятельствах подростки. Живёт там парнишка, которого раньше вся школа знала как отпетого хулигана. А когда начались боевые действия, он под обстрелами воду носил соседям. Спасал их тем самым. И сейчас ищет, кому помочь, стал волонтёром. Таких ребят много. Они поддерживают и родителей, и соседей, и совсем незнакомых людей. Героизм в Донбассе повсеместный. Александра называет это бытовым мужеством, совершающимся без надрыва и самовосхваления.
С восторгом вспоминает одну мариупольскую женщину, многодетную мать, не утратившую свой веселый нрав даже после ужасов, через которые довелось пройти. Во время беременности она с семьей пряталась в подвале. Там и родила. А подвал находился в опасном районе — недалеко от печально известной «Азовстали», где тогда засели украинские боевики. Но всё обошлось, все её дети, включая новорождённого, выжили.
На вопрос, сколько раз ездила в Донбасс, Саша ответить затрудняется. Не считала. Поначалу выяснять, какие у кого там нужды, приходилось уже на месте. Лазали по подвалам, искали людей. Теперь грузы собирают по запросам. Всё проходит строго по документам. После каждой поездки — отчёт для тех, кто помогает собирать гуманитарку.
А помогают многие. Как простые граждане, так и различные организации, добровольческие объединения, православные приходы. Особенно девушка благодарна новгородским предпринимателям Анне Давыдовой и Павлу Гальченко, петербургскому предпринимателю Илье Краклину, волонтёрским сообществам «СВОих не бросаем» и «Питер — Фронту».
О начале очередного сбора она может объявлять на своей личной странице ВКонтакте. Денежных пожертвований не принимает, только вещи. Что требуется больше всего? Продукты питания, средства личной гигиены, памперсы для детей и взрослых, медикаменты, одежда и обувь, одеяла, подушки, матрасы, детские игрушки и т.д. А ещё очень нужны шерстяные носки! Гуманитарные грузы отправляются мирным жителям, нашим бойцам, медицинским учреждениям, школам, храмам.
Путь занимает разное количество времени, но всегда не меньше суток. Бывает, приходится ехать по бездорожью. Однажды «немножко сбились» и оказались непосредственно в зоне активных боевых действий.
— Поле. Стрельба. И мы, такие гуттаперчевые, на грузовом автомобиле. Нам сигналят: чешите отсюда! Мне кажется, машина наша бежала, как гепард. Я тогда все молитвы вспомнила, даже те, что слышала один раз в жизни, — Александра теперь говорит об этом с улыбкой. — Интересно, что в ту поездку нам в самый последний момент подгрузили коробку, в которой были стеклянные банки с томатным соком, — подобное вообще-то нельзя возить туда. И вот машина скачет по буеракам, коробка летает, а я слышу, как те банки там «танцуют». Однако всё, слава Богу, доехало целым — и банки, и мы.
Гуманитарная миссия в Донбассе может быть окончена за две недели. Но Саша в прошлом году безвыездно провела «на территориях» несколько месяцев. Кроме доставки грузов, по-прежнему занимается там со школьниками, подтягивает их по гуманитарным предметам или выступает как педагог-аниматор. По своему первому образованию она юрист, а сейчас изучает православную педагогику. И в этом ей очень помогает общение с детьми из Новороссии — у них многому можно поучиться.
Часто звучит из уст Александры слово «безопасность». Это то, о чём она не устает напоминать своим коллегам-волонтёрам: нет безопасности — нет работы. Бывает ли ей страшно? Конечно. Но страху нельзя позволять командовать собой, тем более — превращаться в истерику или панику. Он должен стать помощником.
— Человек, у которого совсем нет страха, опасен для самого себя, — уверена Саша. — Какой-то объективный страх, тот, что скажет: «Вот туда не лезь», обязан быть. Он собирает, дисциплинирует. Как минимум заставляет хорошо смотреть под ноги. Донецк в своё время ВСУ усыпали «лепестками». А это такая мина, которая очень быстро собирает на себя пыль. «Найдёшь» её — и минус одна стопа.
Под звуки обстрелов Донбасса украинской армией Александра уже может и спать. «Если тебе под обстрелами не спится, значит, ты мало работал», — шутит она.
Продолжая рассказ о деятельности гуманитарных миссий, с уважением описывает труд встретившихся ей волонтёров-медиков:
— Заходишь в поликлинику: потолок висит, на проводах качается. Она вся такая. Как они там людей лечили, я с трудом могу себе представить. Но ухитрялись лечить. Жили в какой-то полуразбитой каморке. Замученные, серые от усталости к концу миссии, но такие позитивные ребята!
В настоящее время Александре Олейник и самой приходится иметь дело с докторами. Девушка восстанавливается после двух операций — следствие давней травмы спины. Очень признательна врачам за то, что способна ходить. Теперь рекомендуют поберечь себя, но она горит желанием вновь вернуться в ЛДНР. И раньше ездила туда с больной спиной, и сейчас отступать не собирается.
По-другому она просто не может. Эти поездки дают ей очень многое. Честью и радостью называет Саша общение с жителями наших новых регионов — людьми, которые пережили большое горе. А возможность сделать их жизнь чуточку легче считает для себя подарком.
— Приезжая туда, я всякий раз вижу чудо, — признается Александра. — Чудо встречи с человеком, с его добротой, мужеством, искренностью. Это есть и здесь, дома. Но там, где тяжело и страшно, в людях гораздо ярче проявляются их самые лучшие качества. И я бы ни на что не променяла полученный опыт и ту любовь, которую дарят мне жители Донбасса.
Автор: Анастасия МОТОРИНА
Теги: СВО, Донбасс, Великий Новгород, общество, волонтеры