Коллекционер из Санкт-Петербурга открыла в Тёсово-Нетыльском музей-картину
Два года назад жительница Санкт-Петербурга Элина АРСЕНЬЕВА, дизайнер и коллекционер ароматов, в прошлом редактор, оказалась в Тёсово-Нетыльском. В посёлок приехала с мужем выбрать участок для огородничества. Участок не подошёл, а поселок понравился.
Прогулка по посёлку
А поскольку уехать обратно домой на электричке они могли только вечером, решили прогуляться по посёлку, относившемуся когда-то к городскому типу. Им настолько всё понравилось, что вместо участка они в итоге купили квартиру в одном из домов сталинского классицизма — такими застроен центр поселка.
— Несмотря на ещё холодную погоду, посёлок произвёл на нас приятное впечатление. Люди при встрече здоровались, хоть мы и не были знакомы. Было ощущение, что попали в чёрно-белый фильм 1940-го года «Тимур и его команда», в котором девочку Женю как будто вела добрая рука и ничего страшного с ней произойти не могло. Поразили чистота и ухоженность площади в центре посёлка, — рассказала Элина. — Мне захотелось приезжать сюда в любое время года.
Тёсово-Нетыльский настолько расположил её своей «остановкой во времени», сохранившейся атмосферой — архитектурой, бытовыми привычками, всем укладом провинциальной советской жизни, что Элине пришла идея открыть здесь музей. Такой музей, где посетитель полностью бы погрузился в быт и настроение эпохи СССР 1950-х годов, причём не на час-два, а на целый день, где экспонаты можно не просто трогать, а пользоваться ими: читать книги, слушать патефон, что-то мастерить, вышивать, съесть «тот самый обед» из легендарной «Книги о вкусной и здоровой пище».
Вскоре Элина купила ещё одну квартиру в посёлке — специально под музей. Дом постройки 1955 года, где обстановка буквально повторяла интерьер со знаменитой картины Татьяны Яблонской «Утро» 1954 года, на которой девочка на фоне распахнутого окна делает зарядку. Репродукция картины была напечатана в советских учебниках «Родная речь», по этой картине десятки лет советские школьники писали сочинения. И теперь Элина могла воссоздать обстановку таким образом, чтобы человек почувствовал себя внутри известного полотна.
Для создания музейного антуража пригодились вещи из её семейной коллекции. Гости видят примус, чугунный утюг, механические настольные и настенные ходики с кукушкой, радиоприемник, слоников из мыльного камня (послевоенные делали уже не из фарфора) и кружева ручной работы, мебель 1950-х. Кроме того, в экспозицию вошёл семейный архив прежних жильцов, семьи Максимовых: бытовые фотографии, орденские книжки, почётные грамоты, профсоюзные билеты. Эти документы позволяют наглядно показать, что такое «знатный рабочий» в СССР.
Назад в СССР
Интерес к её музею-картине «Один день в пятидесятых» проявляют люди разных доходов и мировоззрений. Люди старшего поколения в музее ностальгируют по атмосфере своего послевоенного детства. Гламурная молодёжь видит в нем уже экзотику и с удовольствием в неё погружается, а увлечённые СССР находят в музее подлинный материал о нём.
— Это не потоковый музей, а музей индивидуального посещения. Вся экспозиция интерактивная, мы в ней по-настоящему живём. Гости заранее пишут пожелания, как хотелось бы провести день: мастерить что-то или поиграть, например в лото с бочонками, или даже книжки вслух почитать, заняться какими-то видами рукоделия, — пояснила она. — Завтраки и обеды я готовлю и сервирую по всем правилам эпохи. Рецепты беру из «Книги о вкусной и здоровой пище», выпущенной также в 1950-х годах. Я не стала демонтировать дровяной титан, который надо протопить, чтобы появилась горячая вода. Благодаря ему в доме пахнет костерком. А в финале общая фотография на фоне ковра — того самого, с оленями. Кстати, чтобы гости могли переночевать, я обустроила для них в посёлке мини-гостиницу.
По словам Элины, музей как явление — это не просто осколок прошлого. С его помощью можно продемонстрировать то, чего уже нет, но что может снова войти в обиход. Если люди разучились что-то делать, то не стоит ли попробовать научиться этому снова? 1950-е годы как раз могут дать много полезных знаний современным людям, уверена коллекционер:
— 1950-е — последнее яркое десятилетие просветительского периода советской истории (а начался он ещё в 1920-е годы, когда нужно было очень быстро из неграмотного, необразованного человека сделать лучшего в мире). Поддерживалась идеология — повышай квалификацию, умей делать всё, изобретай и совершенствуйся! То есть это время в СССР было сходно с эпохой Возрождения в мировой истории: создаём совершенного, идеального человека.
Именно в 1950-е годы в СССР издаётся множество великолепных книг по рукоделию, домоводству, разным ремеслам и так далее. Это настоящая эпоха учебников! И у меня в музее собрана прекрасная библиотека таких книг, которую я называю «библиотека Апокалипсиса». Одна из задач музея — чтобы каждый гость осознал, что можно ещё многому научиться, стать «быстрее, выше, сильнее», понял на примере эпохи, что надо работать над собой. Не гордиться страной, сидя на диване, а стать человеком, которым гордится страна! А вторая задача — сделать Тёсово-Нетыльский центром туристического притяжения.
* * *
Элина призналась, что многие из её питерских знакомых со скепсисом слушают про её планы. Она сама, к слову, не относится к своему музею как бизнес-проекту, который сулит большие деньги. И к критике относится спокойно. Больше 10 лет назад ей удалось открыть в Санкт-Петербурге частный Музей парфюмерии, где можно не только увидеть флаконы, но и попробовать ароматы. Тогда тоже не особо верили в его успех. Но как показало время, он пользуется популярностью. Вот и с Тёсово-Нетыльским, у которого есть потенциал, всё получится, не сомневается Элина.