Новгородец Дмитрий Карасёв умеет из невзрачных древесных наростов делать уникальные предметы
У мастера резьбы по дереву из Великого Новгорода Дмитрия Леонидовича КАРАСЁВА самый любимый материал для творчества — кап, нарост, который образуется на стволах, ветках, корнях деревьев. О нём наш собеседник рассказывает с восхищением, называя его лесным порфиром или деревянным малахитом, который ценится на вес золота. Впрочем, такие качества кап приобретает только в руках умелого и чувствующего красоту природы человека.
«Дарите людям красоту»
Резьба из капа увлекла Дмитрия Леонидовича в 1980-х годах, после того как он вернулся со срочной службы в армии. Его мама, зная, что ему нравится работать с деревом, подкинула для ознакомления книгу «Дарите людям красоту» Г. Федотова. Кстати, томик до сих пор хранится в мастерской Карасёва. Дмитрий его тогда внимательно прочитал, и больше всего его заинтересовала главка про кап. Потом на даче он увидел дерево с наростом и решился на эксперимент, после которого кап его словно околдовал.
— Вот смотрите, как его сморщило, — Дмитрий Леонидович вытаскивает из кучи обрезанных стволов достаточно увесистый шарообразный кусок дерева. — Тут две ноздри можно разглядеть. Надо подумать, что из него сделать.
Текстурный рисунок капа на срезе — это сложное переплетение годичных слоёв и сердцевины спящих почек в виде множества кругов и тёмно-коричневых точек. И чем больше их, тем декоративнее рисунок. Невозможно найти два куска капа с одинаковым рисунком. Кроме того, древесина капа обладает необыкновенной прочностью. Карасёв изготавливает из неё и чаши, и ковши для бани, и куксы — традиционные саамские кружки, не обжигающие пальцы, если в них налить горячий напиток. Говорит, что они вечные. Если, конечно, их в посудомоечную машину не ставить и не натирать моющими средствами. Достаточно ополоснуть и вытереть насухо. К слову, каповая посуда наравне со столовым серебром и золотом присутствовала на царских пирах.
— Я в 1990-е своему приятелю ковш для бани сделал. Он тоже сомневался — мол, ничего вечного не бывает. А тут недавно у него спросил, цела ли ещё вещь. Выяснилось, что первоначальный цвет она потеряла, почернела, но функционал не пострадал.
Карасёв считает, что ему крупно повезло, когда в те же годы у одного мужика на рынке купил нужный инструмент. Для Дмитрия Леонидовича это было сокровищем. Тогда в семье денег особо не водилось, но он быстро нашёл нужную сумму. Именно с приобретением качественных стамески и резаков его дело стало спориться. Сейчас, если его не отвлекать, за день он легко сделает набор заготовок для шести кружек.
Изысканность текстуры
Как и у любого другого мастера, профессиональный путь Дмитрия Леонидовича складывался из проб и ошибок. Начинал с того, что свои работы лаком покрывал — а это в среде капорезов не приветствуется и считается эстетическим дефектом. Был у него опыт обработки льняным маслом, но оно, по словам мастера, со временем съедает естественный узор древесины. Не одобряет он и использование популярного нынче карнаубского воска, который хоть и блеск изделиям придаёт, но не впитывается в их поверхность. Не занимается Карасёв и тонировкой. Для него самый лучший и проверенный способ проявить глубину рисунка — дать изделию время. Из белого, как мрамор, оно благодаря солнечным лучам постепенно превратится в жёлтое, как янтарь.
Дмитрий Леонидович не жадный, с новичками готов технологическими секретами делиться, умеет тактично подсказывать им художественное направление. По его словам, даже в самых утилитарных предметах необходимо показать изысканность природного материала.
— Зачем из капа вырезать лицо человека? — удивляется он. — Изгиб внутреннего рисунка дерева может его поломать. Я сам через это прошёл. Правда, других мастеров стараюсь не одёргивать. На критику своих изделий реагирую спокойно. В Интернете мне как-то написали, что стенки моей кружки толстоваты. А я ответил, что в случае катаклизма она гореть дольше будет и даст больше тепла.
Вообще смекалистость должна быть присуща капорезам. Когда мастеру Карасёву попадаются объёмистые наросты, да ещё нигде не повреждённые гнилью, он начинает ломать голову, как отсечь всё лишнее, чтобы из них получился настоящий шедевр, например необычный предмет интерьера, чтобы не для бытового использования, а для любования. В его коллекции много ваз: одни — с волнистыми краями, другие — отшлифованные в шар. До идеального состояния он их доводит самой тонкой наждачной бумагой. Потом многие из них становятся экспонатами выставок.
Сейчас изделия Карасёва можно увидеть в Доме народного творчества, где открылась V областная выставка народного искусства «Постигая традиции».
Кап растёт на различных деревьях — дубе, берёзе, клёне, тополе, ольхе, что также добавляет разнообразия изделиям из него. Интриги, как выразился Дмитрий Леонидович, нет в капах осины и деревьев хвойных пород, поскольку рисунок в их структуре не сильно выражен.
Загадки капа
Один из любимых мотивов изделий Дмитрия Леонидовича — ящерка. Шутливо объясняет, что в лесу он нередко встречает этих мелких рептилий, когда они греются на солнышке, а вот зайца на пенёчке ещё ни разу не видел. Несмотря на то, что кап заставляет пофантазировать, Карасёв всё же приверженец реалистического искусства. Периодически повторяется в его изделиях рыбка карась — такой своеобразный намёк на фамилию.
Капы часто ему загадки загадывают. Бывает, что ответы на них он находит не сразу. Как-то раз увесистый берёзовый нарост, чтобы он под ногами не валялся, небрежно забросил в угол. И кап так удачно приземлился, что Дмитрий Леонидович тут же понял, где в образе его будущей работы низ и верх.
Этому ремеслу Дмитрий Леонидович специально не учился. Но большое влияние на его творчество оказал новгородский художник Аркадий Николаевич Орлов, которого он по-родственному называет дедом. От него перенял несколько важных творческих принципов. Один из них: если обнаруживается, что элементы в композиции будто спорят друг с другом, не жалеть материал и убирать какой-либо из них.
Процесс образования капа до сих пор неизвестен. Зато замечено, что его древесина растёт вдвое-втрое быстрее, чем ствол. Дмитрий Карасёв отметил, что попытки заняться производством капа путём перетягивания ствола проволокой были, но они результата не дали. Но есть технология его заготовки, когда нарост срезают, а потом это место смазывают специальным составом, чтобы кап появился снова.
Сам Дмитрий Леонидович за сырьём отправляется на делянки, предварительно договорившись с их хозяевами, многие из которых знают о его увлечении. То, что придётся тащить тяжеленный груз, его не останавливает.
— Самый подходящий сезон для добычи капа — когда в лесу нет листвы и комары ещё не проснулись, — говорит с улыбкой мастер. — На интересные экземпляры наталкивался и зимой. Приходилось продвигаться почти по пояс в снегу, чтобы вынести кап на ветке. Как Данила-мастер в сказке искал свой каменный цветок, так и капорезы пребывают в постоянном поиске такого материала, из которого можно сделать вещь, чтобы глаз не оторвать. Азарт охватывает, когда снимаешь слой коры с целью выяснить, в каком состоянии древесина. И особенно приятно окружать себя своими изделиями, которые для меня как богатство. Любая сумма денег рано или поздно исчезнет, а они — нет.