Свои изделия мастер-керамист из Новгородского района Валерий Берёзкин в плохом настроении не делает
Почти 15 лет назад при Чечулинском районном центре фольклора и досуга открылась для детей гончарная студия «Кудесники». Это сейчас она носит статус образцовой. А тогда её руководителю Валерию БЕРЁЗКИНУ просто хотелось обучить местных ребятишек навыкам работы с глиной. Желающих набралось около 60 человек. На областной грант педагог приобрёл муфельную печь для обжига и сумел оборудовать студию.
Старинный способ
Помимо специального оснащения, для занятий ремеслом требовалось ещё обеспечить детей сырьём, то есть глиной. И её нужно было много. Поскольку денег на покупку глины не имелось, вместе с директором Центра Элеонорой Фоменко Валерий Николаевич нашёл вполне логичное, но трудоёмкое решение — самостоятельно добыть материал для творчества. Договорились с заводом посёлка Волховский, где, кстати, давным-давно работал цех гончарных изделий, что позволило зачерпнуть из их карьера нужное количество глины.
До сих пор Валерий Николаевич вспоминает, как в дождь, срезав пласт земли, он увидел картину: полотно из полосок глины совершенно разных по оттенку и ширине. Ну а после созерцания красоты мастера ждал кропотливый и нелёгкий процесс.
— К нему я подошёл аутентично, — сообщил Валерий Берёзкин. — Материал добывал старинным способом. Я о нём и детям всегда рассказываю. У каждого мастера была своя яма, которая, как правило, находилась недалеко от водоёма. Глину он оставлял рядом с домом, чтобы на улице её дождик мочил, солнышко грело, морозец сковывал. Мял глину босиком, отмучивал, то есть размешивал её с водой в бочке, просеивал через сито, чтобы убрать инородные частицы, камешки. Иначе при обжиге изделие разлетится.
Когда студия вышла на самоокупаемость, сырьё начали всё-таки приобретать. Первое время это была испанская глина, потом перешли на отечественную гжельскую. Обработанная новгородская лежит в запасниках. Как выразился мастер, на всякий случай.
— Объясняю детям: чем сильнее размять, раскатать глину, тем лучше будет изделие. Но если оно не получилось, не расстраиваемся. Технологию узнаём через практику, — рассказал Берёзкин.
О важности наставников и технологий
Валерий Николаевич всю жизнь — а в начале лета он отметил 65-летний юбилей — занимался самообразованием. К большому мастерству двигался маленькими шагами. Он владеет самыми разными техниками, работает на круге, керамику лепит, прорезает, выцарапывает — к слову, такая живопись называется сграффито. Расписывает ангобами — жидкой глиной, декорирует молочением. В общем, предпочитает разнообразие. Но особенное место в его творчестве занимает роспись по фарфору.
Берёзкин вырос в детском доме, после окончания Подберезской школы благодаря усилиям одного из педагогов его взяли учеником в художественную лабораторию фарфорового завода посёлка Пролетарий. Предприятие дало ему комнату в общежитии. Он познакомился с живописцем по фарфору Степанидой Михайловной Епифанцевой, которая стала для него, интернатовского юноши, не только наставником в профессии, но и близким человеком, подарившим заботу и материнское тепло. Некоторые педагогические приёмы он перенял от неё.
— На первом занятии я ничего не навязываю. Надо посмотреть, чем ребёнок дышит. Так же и Степанида Михайловна — на первой встрече дала мне кисточку, белую тарелочку. Показала, как на стекле растираются краски скипидарным маслом. И потом обучение пошло. В обед ходил по цехам: формовочному, литейному, чтобы узнать моменты технологии, — вспоминает мастер. — Стипендия у меня была маленькая. И практически все деньги я тратил на книги. Случалось, что и кушать нечего было. И это заметила Степанида Михайловна. Словно невзначай она сказала мне: «А приходи к нам домой, в карты поиграем». За одним столом собирались её сын, племянница. Поиграли, а она и говорит: «Теперь чаю попьём». А вместо чая — ужин. И только через некоторое время до меня дошло, что она меня подкармливает. Мне так стыдно стало, что наотрез отказался к ней приходить в гости.
Фарфор учит красоте
До революции завод в Пролетарии принадлежал Ивану Кузнецову, который хотел, чтобы его фарфоровая посуда была доступна для людей среднего класса. Из подмосковного Дулёва, где было налажено фарфоровое производство, на новгородский завод живописцы приезжали целыми семьями. Мастерицы-женщины, например, учили новгородцев знаменитой росписи розами-агашками. По замечанию Валерия Николаевича, пролетарский мазок отличался особой чистотой.
Агашки он до сих пор использует в своих работах. Нравится ему и техника глухого кобальта, когда блестящая тёмно-синяя глазурь покрывает всё изделие, на которую потом наносится белая надглазурная краска, создающая как бы зеркальное отражение классической гжельской росписи. Увы, производство фарфоровых и кобальтовых сервизов кануло в Лету.
Однажды коллега прислал Валерию Николаевичу фотографию его ученического сервиза, обнаруженную на одном из популярных маркетплейсов. Берёзкин, мягко говоря, удивился — «свою руку» он распознал сразу. Хотел приобрести работу, после которой ему присвоили квалификацию, но опоздал: покупатель на сервиз быстро нашёлся.
— Фарфор учит красоте, — делится мастер. — С плохим настроением изделие, даже ширпотребовское, нельзя делать. И детям не разрешаю заниматься творчеством, если им плохо, они грустят. Мне важно устроить для них атмосферу праздника. Я и сам, если всё валится из рук, дело оставляю. Хорошее настроение вызывает потребность выразиться: «ух, я сейчас сделаю!» Всё обязательно получится, если быть в радости.
Педагогические хроники
Наверное, Валерий Николаевич знает, о чём говорит. Он поступил в НовГУ, окончил его с дипломом по специализации «Психология преподавания творческих дисциплин», прошёл курс художника-керамиста Новгородского музея-заповедника у Святослава Тарасова. Больше 15 лет он проработал педагогом в Подберезской школе-интернате, где преподавал изо.
— Я не ожидал, что глина меня так заразит. Учась в университете, защитил две программы обучения детей с особенностями развития, с ментальными нарушениями, — рассказал Бёрёзкин. — В декоративно-прикладном искусстве все приёмы и способы отточены. Их можно давать таким детям, а потом развивать у них и воображение. С одним опытным психологом мы даже проводили эксперимент, который был разрешён Министерством образования, где у одной группы были допобразование и занятия творчеством, а у другой — нет. Так вот, выяснилось, что первая лучше успевала в учёбе, чем вторая. Декоративно-прикладное творчество вырабатывает внимание, усидчивость, развивает мускулатуру рук. А глина ещё и лечит, служит арт-терапией, развивает воображение, — уверен мастер. — Я сам прошёл через интернатовскую систему и знаю, что детям, оставшимся без родителей, не хватает тепла и внимания. Они в них нуждаются, а через занятия они раскрепощаются, получают положительные эмоции, охотнее идут на контакт.
Как педагог-новатор он делился своим опытом на областных и всероссийских семинарах, проводил открытые уроки, организовывал выставки работ своих учеников, призывал к тому, чтобы детей с самого раннего возраста приобщали к народному, традиционному.
Он вывел свою формулу создания уникального произведения — ремесло плюс творчество. Дважды одну и ту же работу, сделанную руками, не повторить. Да он к этому и не стремится, напротив, использует разные элементы декорирования. Его любимые образы — птицы, символизирующие счастье, душу, и коники, их трактуют как слуг солнца, которому они помогают двигаться по небу.
Валерий Николаевич несколько раз был удостоен звания «Мастер года», получил статус «Человек года», награждён медалью «За вклад в развитие земли Новгородской». Но не меньше мужчина гордится успехами своих студийцев. Он спокоен: ему есть кому передать своих «кудесников», и дело его — творческое и педагогическое — продолжится:
— Среди тех, кто пришёл в мою только что открытую в Чечулине студию, была Соня Кукушкина. Тогда она училась в третьем классе, сейчас — в НовГУ. Будет художником-педагогом. Она умная и способная, уже преподаёт в одной из групп студии, работает в Центре методистом. В конце прошлого года стала победителем Международного конкурса «Создай экспонат для Эрмитажа». Я наблюдаю за ней на занятиях и вижу, что дети её любят.
По случаю юбилея мастера и педагога Валерия Берёзкина в областном Доме народного творчества открылась его персональная выставка «Творю от сердца и души». (0+)