О семье и творчестве рассказывают несколько поколений новгородских художников
Этой осенью в художественной галерее Чудова открылась выставка «Пятый элемент, или Квинтэссенция творчества», экспозиция которой состоит из 70 живописных и графических работ пяти художников — представителей трёх поколений одной новгородской семьи с разными мироощущением и воплощением своих идей в работах.
Старшее поколение династии представляют Валентина ПЕПЕЛЯЕВА (В.П.), член Союза художников, руководитель Народной студии ИЗО «Триптих», и Михаил ДАНИЛОВ (М.Д.), основатель детской художественной студии «Я — дизайнер», студии рисунка пером и каллиграфии «Знаки», сотрудник Новгородского центра современного искусства.
В среднем звене — их сын Севастьян ДАНИЛОВ-ПЕПЕЛЯЕВ (С.Д.П.) и его супруга Варвара СТЕПАНОВА (В.С.), оба — преподаватели Детской художественной школы Великого Новгорода.
Наконец, самая юная участница семьи и представительница династии — Теона, шестилетняя вольная художница, практически ежедневно делающая непростой выбор: в чьей мастерской провести свой досуг?
Авторы выставки предлагают зрителю задуматься над такой темой, как «соль творчества» и подводят посетителей к выводу: душа художника всю жизнь стремится настроиться на чистый поток творческой энергии, как у ребёнка.
За столом с чаем, фломастерами, конфетами, бумагой и печеньем мы продолжили рассуждать о высоком. А также о том, как уживаются вместе пять творческих натур, зачем каждому своя мастерская и когда семья бывает счастлива.
— На выставке в Чудове вы дебютировали таким солидным составом?
В.П.: Мы уже не впервые выставляемся как рисующая семья. В 2011 году это была выставка на троих — я, Михаил и Севастьян. А два года назад в арт-пространстве «Бульвар» прошла первая наша выставка впятером: «Прогулка Арт-5». Думаю, нас уже запомнили. На этот раз непросто решался вопрос о названии выставки. Ведь корабль как назовёшь, так он и поплывёт. А тут столько разнообразных сюжетов, техник и Теюшкино творчество, такое свободное и чистое... Так в общем обсуждении и родилось название, отражающее самую соль нашего творчества — любовь и рождение. Наш пятый элемент — Тея, которая нас объединяет, это всеобъемлющее чувство, рождающее жизнь.
— Поэтому и выставка получилась всеобъемлющей?
В.П.: В ней мы постарались отразить почти всё, чем сами занимаемся. Это и картины в жанрах портрета, натюрморта, пейзажа, пленэрные работы, каллиграфические листы, плакат, иллюстрация. Ну а по содержанию и направлению у каждого своё стилистическое звучание. Но художник так устроен, что в каждой его работе есть немного автопортрета.
С.Д.П.: И любовь к Великому Новгороду. В наших работах эта тема тоже есть. Новгородцами мы стали в 1993 году.
— Варвара, понятно, что у Севастьяна практически не было выбора: он родился художником. А вы?
В.С.: В три года мне вручили скрипку, у меня были абсолютный слух и музыкальная семья с планами. Но в итоге всё сложилось иначе: школу музыкальную я окончила и продолжать образование не стала. Я очень просила родителей отвести меня туда, где дети рисуют. В пятом классе меня всё-таки определили в художественный класс. Там процесс был налажен здорово: параллельно с общеобразовательными уроками ещё и художественная специализация. Затянуло.
— Я уже общалась с семьями врачей, актёров, учителей. А вот с художниками не доводилось. Каково это изнутри?
В.П.: Мы любим тишину и уединение. Только в тишине приходят состояние творчества и возможность выплеснуть его на холсте. И я, например, не очень люблю делиться рабочим процессом. Зато когда работа сделана, обязательно покажу её всем и поинтересуюсь мнением.
В.С.: Семья художников — это постоянная подготовка каких-то выставок, работа в мастерской. Процесс собственного творчества стал более организованным с появлением мастерской у нас с Севастьяном. Иногда быт заметно проседает... А ведь мы же ещё все педагоги. Нечасто удаётся выдохнуть: сегодня ты от и до — художник. А большую часть времени — просто обычный человек.
— А преподавание в Детской художественной школе даёт возможность расслабиться или наоборот?
В.С.: Дети так всё непосредственно видят, они быстро развиваются, всех это очень заряжает. На занятиях с детьми, при подготовке к занятиям развиваешься сам: отмечаешь интересные материалы и их сочетания, придумываешь задания, всё время экспериментируешь. Часто это совмещение «художник-педагог» даёт хорошие результаты.
— Обмен мнениями по поводу святая святых вашего творчества в семье присутствует?
В.П.: Я с Севой советуюсь в первую очередь: это очень важный человек в моей жизни. Ещё в его детстве мы очень внимательно относились к детскому творчеству. Во многом, мне казалось, Сева меня развивал. Каждый художник стремится быть таким же непосредственным и чистым в своём творчестве, как ребёнок. Искренним и настоящим. Сейчас, когда я показываю работы Севе, он может дать совет. Я не всегда ему последую в точности, но могу что-то изменить, и работа становится лучше. А вот Миша меня воспринимает как эталон и почти не критикует.
М.Д.: Валентина — мой любимый художник.
— А вам нужны советы близких?
С.Д.П.: Я понимаю, что это правильно, когда родители или Варя мне что-то советуют. Но мне может стать обидно: получается, я не справился с работой? Могу походить угрюмый, а потом понимаю, что именно надо исправить. Так что советы любимых людей всё же помогают.
М.Д.: Семья для меня — это не обмен творчеством. С другой стороны, мне приятно, что сын выбрал для себя такое направление: пишет храмы Великого Новгорода и окрестностей с натуры. Я этим восхищён. Ведь это не просто фиксация истории. Это художественная переработка реальности. Сам я пишу из головы. Обрабатываю свои мысли.
В.П.: Важно, что когда тебе нравится работа, то она нравится всем. Если чувствуешь, что работа состоялась, то она будет жить.
— То, что вы все работаете в одной сфере, даёт вам возможность лучше друг друга понимать?
В.С.: Я думаю, мы что-то берём друг от друга, но пути у нас разные. И точно нет такого: мол, уходи из моей песочницы. Каждому своё.
— Как часто у вас бывает возможность собраться вместе и просто побыть друг с другом? И нужно ли вам это?
В.П.: Мы очень занятые люди: у каждого своя работа, совмещение тысячи дел одновременно. Но иногда даже вынужденно приходится поставить всё на паузу. Именно в этот момент понимаешь, как нужны семейные вечера.
С.Д.П.: У родителей мастерская в Десятинке. И там великолепный музей. Один из наших любимых досугов — совместные походы на выставки.
— Творческие споры и диспуты?
С.Д.П.: На выставке мы любим много обсуждать и говорить. Иногда посетители думают, что это экскурсия, и присоединяются.
— Как вы оцениваете Великий Новгород с точки зрения насыщенности и доступности творческой жизни?
М.Д.: Помимо двух художественных музеев экспозиции постоянно меняются в Центре современного искусства. Мне всегда приятно знакомиться с современными тенденциями: это не источник вдохновения, скорее — стимул.
— Тея, а ты чем предпочитаешь рисовать?
Т.Д.: Люблю рисовать фломастерами, могу акрилом.
В.П.: Мне кажется, она хочет быстро запечатлеть сюжет. И фломастеры для этого как раз подходят. У меня в мастерской Тея рисует кошек. Их там сразу три. И так здорово выходит. Её вдохновляет то, что происходит вокруг.
С.Д.П.: Мы вместе с Теоной придумывали сказки перед сном, а потом она делала к ним иллюстрации. У Теи есть любимые игрушки. Они перед сном оживают и начинают рассказывать свои истории.
— Тея занимается с кем-то из вас или рисует сама?
В.П.: Самое сложное — это учить родных. Мы предлагали Теоне заниматься у дедушки, но пока она…
Т.Д.: Я не хочу у дедушки заниматься, его нужно будет называть по имени-отчеству.
В.С.: Тею я с трёх лет брала с собой в мастерскую. До этого именно благодаря ей освоила акрил — у него нет запаха. Для работы с маленьким ребёнком — идеально. Вообще, я сначала думала, что работать вместе с малышом тяжело. А на самом деле это даёт мощный толчок в твоём развитии. Так, один из первых Теиных рисунков «Папа маме несёт цветы» впечатлил меня на создание целой серии своих работ. Сейчас Тея очень часто работает параллельно с нами в нашей мастерской, мы ей показываем возможности материалов и техник, и когда возникают трудности, помогаем. Часто она бывает в мастерских у бабушки и дедушки, где тоже обязательно рисует и лепит.
— И всё же что для вас счастливая, благополучная семья?
В.П.: А тут, мне кажется, мало что меняется из года в год. Помните, как раньше? Чтоб папа хорошо зарабатывал, а мама была дома. И дети присмотренные. Сейчас я бы сказала, что хочется крутиться и вертеться, пока есть силы. Но при этом всегда иметь возможность вернуться домой, где все будут вместе.
Теги: общество, творчество, художники, Пепеляевы, Год семьи