В Новгородской области продолжают искать и находить новые направления для использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Для этого в региональном министерстве сельского хозяйства создали отдел отраслевого применения беспилотных авиационных систем (БАС), который не ограничивается только аграрной темой.
В регионе уже применяли БПЛА для обработки посевов и оценки состояния дорожного покрытия. Из самых свежих новостей — определение теплопотерь крыш многоквартирных домов. Для этого одного беспилотника мало — нужен ещё и тепловизор. Эксперимент провели в Боровичах и Великом Новгороде — в микрорайоне Кречевицы. Идея появилась в 2024 году.
— Вместе с нашими партнёрами, среди которых есть и Новгородский университет, мы стараемся тестировать все идеи, которые у нас появляются, — рассказал директор Центра поддержки развития АПК Новгородской области Денис РАЕВ. — Партнёры смогли предоставить нам для практической части эксперимента два беспилотника и тепловизор. Мы связались с региональным Фондом капитального ремонта многоквартирных домов, предложили им обследовать два дома, которые находятся в плане ремонта на ближайшее время, и потом поделиться полученными данными. Коллеги заинтересовались.
В Боровичах участники выезда получили разрешение на полёты и обследовали крыши двух жилых домов по периметру, выявив заметные теплопотери в одном из них. Они стали видны сразу.
Во время эксперимента сделали два видео — обычное и с использованием тепловизора, чтобы потом можно было сравнить их.
Важным условием для точности эксперимента является погода: необходимо, чтобы разница между температурой внешней и внутренней составляла не менее 15 градусов. Иначе тепловизор не сможет корректно определить участки с повышенной теплоотдачей. В Боровичах в тот день было +3. В жилых помещениях в доме — минимум +18, требуемая разница соответствовала нормативам.
— В тёплую ясную погоду, летом мы не сможем выполнять такую работу, — пояснил Денис Раев. — Но даже в холодное время солнце может нагреть какие-либо элементы кровли, поэтому важно их определить сразу. Если температура в помещениях будет 18 градусов, а на улице выше +3–4, при таких условиях мы не сможем вести съёмку. Но это не значит, что работа нашего отдела — сезонная. Выезды с беспилотниками на место — только часть процесса. Большее время занимают обработка и анализ полученных данных.
Например, сейчас пилоты стараются понять, с какого расстояния лучше обследовать крыши домов. В Боровичах оно составило от 1,5 до 20 метров. Возможно, удобнее будет подлететь ближе, ведь от этого зависит расстояние, которое преодолевает БПЛА во время обследования. Чем оно длиннее, тем работа дольше. А если домов будет не два, а двадцать? Трудозатраты тогда вырастут значительно.
Однако Денис Раев уверен, что технология определения теплопотерь с помощью беспилотника имеет свои преимущества перед классическим выходом на крышу с участием специалистов.
— Не потребуется получать согласие от собственников квартир, управляющей компании, пригонять автовышку, отсутствует человеческий фактор, — перечисляет он. — Человек может допустить ошибку, не сделать всё, что должен сделать, а историю съёмки нельзя подменить. Она всегда имеет геопривязку и данные о том, с какого расстояния и на какой высоте её вели.
После Боровичей операторы БПЛА также провели съёмку двух многоквартирных домов в Кречевицах. Эти данные пока изучают. Как только работу завершат, всю собранную во время эксперимента информацию передадут в областной Фонд капитального ремонта МКД. Последнее слово о том, насколько эффективной оказалась новая технология, будет за ними.