Новгородский музей-заповедник открыл цикл выставок, посвящённых юбилею Великой Победы
Название первой экспозиции очень точно передаёт саму её суть, ведь представлены произведения художников-фронтовиков. Служение Отечеству и Музам и есть их судьба. Но ведь такая выставка уже была — в 2010 году. Ровно с тем же слоганом. Чем вызван этот повтор? Только благодарностью, уважением и памятью.
Тогда, 15 лет назад, на открытии присутствовали сами художники. Немногие, конечно. Уже тогда было очень далеко от войны, а не всем дано жить долго. Но был самобытный боровичский мастер Иван Горбачёв, из Старой Руссы приехал Кузьма Александров, присутствовали новгородцы — Дмитрий Журавлёв и Владимир Могилевский. Владимир Сергеевич тогда являлся старейшим членом Союза художников. И, наверное, самым боевым — прошёл финскую, потом Великую Отечественную. Он ушёл в 99, была весна, был день его рождения…
Генеральный директор НГОМЗ Сергей БРЮН напомнил, что войну начал один плохой художник. Его нет, проклят в веках. А вот они, победители, возвращали нашей земле жизнь. С оружием в руках, потом с кистью. И поэтому они всегда с нами.

На этой выставке нет… войны. В том смысле, что она почти не навевает ассоциаций с жестокими сражениями, разрывами снарядов, стонами раненых, воем сирен в городах, плачем детей. Художники — фронтовики, блокадники — они в своих работах действительно утверждали жизнь. Прежде всего.
Хотя есть Дмитрий Кондратьев и его «Война», есть Дмитрий Журавлёв и его «1941 год» — женщина оплакивает погибшего. К слову, у Журавлёва, как рассказала куратор выставки искусствовед Татьяна ВОЛОДИНА, на рубеже 1960–1970-х годов были нешуточные проблемы из-за его трактовок военного прошлого. Правильным (то есть соответствующим руководящей линии) считалось отражать величие победы, а не горя. Дмитрия Власовича чуть не исключили из Союза художников. Спасло его от «репрессий» только добросовестное исполнение творческого заказа — он нарисовал серию портретов передовых рабочих Череповецкого металлургического завода.
На выставке представлено более 80 произведений четырнадцати художников. Легенда новгородского искусства Семён Пустовойтов. График Сергей Штейнберг, рисовавший Новгород вскоре после его освобождения. Обращают на себя внимание и работы представителей владимирской школы — мощно, выразительно и очень ярко. Такова, например, картина «К весне» Кима Бритова. Есть и работы ленинградских авторов (также из фондов Новгородского музея-заповедника).

Экспозиция, открывшаяся в здании Присутственных мест, напомнит, а кого-то познакомит с творчеством замечательного художника Степана Моисеенко.
— Это удивительная фигура, столп нашего художественного стекла, — сказала Татьяна Володина. — Он начинал в 1950-е, в разных техниках, это потом уже его идеи подхватили художники-мухинцы. Степан Карпович первым в Новгороде был удостоен звания заслуженного художника России (тогда РСФСР).
И, кстати, у него есть работы, безусловно, связанные с воспоминаниями о войне. Художник воевал на Севере. И его композиции напоминают суровый этот край — камни, сопки. Обращает на себя внимание, конечно, и «Фронтовой натюрморт» мастера — кружка, котелок, гильзы. Взгляд искусствоведа видит в этой композиции нечто большее — и пятиглавие храма, и Вечный огонь.

Сравнительно недавно прошла отдельная выставка работ скульптора Тамары Гавриловой, приуроченная к её 100-летию. Но некоторые работы включены и в экспозицию «Служить Отечеству и Музам». Тамара Александровна — блокадница. Имела прекрасный голос, мечтала учиться в консерватории. Но ей пришлось холодной зимой сбрасывать с ленинградских крыш немецкие фугасы. И она не смогла потом петь. Спустя годы голос вернулся, но к тому времени она нашла себя в другом искусстве — скульптуре.
Удивительное поколение, удивительная плеяда. А ведь есть ещё фронтовики — мастера художественного слова. Их творчество — такое же Служение. Даниил Гранин, Евдоким Русаков, Вадим Шефнер, Глеб Алёхин-Масловский. В экспозиции представлены их книги.
Почему даже самые жизнеутверждающие работы, как «Сирень» Дмитрия Журавлёва, чуть-чуть тревожат? Виноват контекст? Биографии художников? Наверное. Их опыт заставлял ценить красоту с особенной силой. Ведь у неё, как у простого человеческого счастья, может быть край.
Символично, что выставка, утверждающая бесконечность сущего (пусть через боль, через страдание), открылась в самый канун Пасхи. И продлится до 14 июля. (0+)
Теги: музей-заповедник, выставки, ВОВ, 80 лет Победы