В начале июля стало известно, что проект «Новгородские традиции резного дерева: дело молодых», подготовленный мастером резьбы по дереву, педагогом, наставником Фёдором Дмитриевым в соавторстве со специалистами Центра инклюзивного образования и колледжа искусств имени Рахманинова, вошёл в число 100 лучших инициатив общенационального значения в области культуры и искусств. На реализацию ему выделен грант в размере 1 млн рублей.
Плюс инклюзия
Эта новость для Фёдора Дмитриева, с одной стороны, приятный сюрприз, поскольку он, первый раз заявив о себе в таком конкурсе, смог в нём победить. С другой — когда всю профессиональную жизнь посвящаешь любимому делу, то разве не приносит оно в итоге ожидаемое признание? Впрочем, мастер мудро добавляет: чтобы оказаться замеченным, нужно быть в том месте, где есть твоя востребованность:
— Если не предпринимать никаких действий, то маловероятно, что про тебя вспомнят. А когда начинаешь двигаться, то рано или поздно появится то, что приведёт тебя к правильному результату. Если бы я не прошёл весь путь, что был у меня, не получил соответствующий опыт, то вряд ли бы предложил идею и схему её осуществления. А ещё важно, что этот проект показал хороший пример коллективной работы, которая объединила методистов, дизайнеров.
Проект будет направлен на обучение художественной резьбе по дереву подростков в возрасте 13–16 лет с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учеников Центра инклюзивного образования, и студентов третьего курса колледжа — в перспективе преподавателей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Они освоят современное направление в резьбе, основанное на новгородских традициях.
Помимо этого, школьники, как пояснил Фёдор Рольфович, смогут погрузиться по-настоящему в творческую среду, а также копировать модели поведения молодых людей ненамного их старше. И не исключено, что настолько вдохновятся новой для себя атмосферой, общением, что захотят стать мастерами по деревообработке. Положительные примеры тоже заразительны.
В свою очередь студенты колледжа пройдут педагогическую практику, которая даст им опыт тьюторского сопровождения людей с ОВЗ.
Разжечь творческую искру
Проект стартует в сентябре, охватит как минимум шесть школьников и шесть студентов. Завершится в конце ноября выставкой изделий подростков. А его площадкой станет мастерская Дмитриева.
Средства гранта будут потрачены на покупку оборудования и необходимых инструментов. Сделают их в одной из отечественных компаний, специализирующихся на изготовлении самых разных приспособлений для столяров и плотников. К слову, при производстве стамесок учтут, что держать их будут небольшие руки подростков.
— На протяжении семи лет участвуя в чемпионатной деятельности «Абилимпикс» (конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ), я анализировал свой опыт работы с данной категорией подростков. Как наставник обращал внимание на то, что им непросто адаптироваться к условиям многозадачности. Но именно в узком направлении с ними бывает сложно конкурировать, потому что они более усидчивы и исполнительны, — рассказал Фёдор Рольфович.
Благодаря знакомству с деятельностью разных инклюзивных центров наставник пришёл к выводу, что обучать ребят, заниматься их профориентацией можно и через мастер-классы.
— Придумать что-то оригинальное, именно своё всегда тяжело. На моих занятиях будут использованы уже наработанные методические пособия, даны образцы будущих изделий, например рыбки, ёжика, цветка. А вот разжечь творческую искру поможет обсуждение их деталей. Творчество тоже воспитывается и тренируется, требует развития по ступенькам, — пояснил Дмитриев.
Стиль «Новгородская резьба», который и будут изучать юные деревообработчики, основывается на древних орнаментах и композициях Людогощенского креста, артефактов, хранящихся в Новгородском музее-заповеднике, Царских врат из церкви Николы на Рождественском кладбище. Они богато украшены «плетёнкой». Этот мотив в христианском искусстве считается символом духовной сети, с помощью которой рыбаки-апостолы улавливают человеческие души, пленяя их Христу. Кстати, эта наглядно-образная ассоциация подходит и к тому, что делает сам мастер Дмитриев, как он притягивает к себе достойную смену.

Фанаты со стамесками
Вокруг него сложилась крепкая команда таких же увлечённых художественной резьбой людей — состоявшихся профессионалов, молодых мастеров и только осваивающих азы ремесла. Он щедро делится с ними своими предложениями и подсказками для реализации их собственных проектов. Часто бывает критичен к работам. Но в своей мастерской, которую вместе учениками трансформировал ещё и под Центр новгородской резьбы, создаёт комфортное пространство для творчества, общения, где приятно находиться, где обязательно найдётся решение проблемы, где замечания не воспринимаются так остро.
Новгородский резчик, скульптор Марина НЕСТЕРЁНОК обратилась за помощью к Фёдору Дмитриеву, когда ей потребовалось заточить стамески.
— Больше 10 лет я занимаюсь резьбой. Училась в НовГУ, по направлению «художественная обработка материалов». Когда нужно было выбирать дополнительную специализацию — ювелирное искусство, лаковая миниатюра, лепка из глины, резьба по дереву, — остановилась на последнем, — рассказала Марина. — В основном мои произведения мелкой пластики. До того, как попала в мастерскую к Фёдору Рольфовичу, раз сто хотела бросить резьбу, а сейчас таких мыслей не возникает. Он поддерживает, заряжает идеями.
О Центре Дмитриева знают уже во многих регионах страны. Как он с улыбкой выразился, «формируем фанбазу»:
— Иными словами, привлекаем фанатов. Вот недавно обзавелись поклонниками из подмосковного семейного клуба, которые специально приехали в Великий Новгород, чтобы почувствовать аромат свежей стружки, вырезать изображение новгородского храма на деревянной тарелочке, а потом отправиться на поиски этой достопримечательности в город.
Фёдор Рольфович пользуется любой возможностью для популяризации древнего новгородского промысла. И президентский грант — это ещё один ресурс для его продвижения.
Новгородский глобус
Между тем Дмитриев предпочитает говорить не о «возрождении традиций», а об их переосмыслении, адаптации к современным тенденциям, о транслировании уникальных элементов. И чтобы было понятно, подводит к дипломным работам своих студентов — деревянным произведениям, выставленным как образцы.
— Вот посмотрите, — Фёдор Рольфович для начала раскрывает фолиант об искусстве Древнего Новгорода и показывает на иллюстрацию с фотографией костяной пластики ХIII века, на которой вырезан дракон, а потом указывает на панно, что висит на стене. В нём это мифическое животное уже заключено в рельеф «плетёнки». — Работу выполнила наша замечательная Катюша. Потом появилась ещё одна замечательная ученица, которая вырезала уже объёмную скульптуру дракона, применяя выведенные ранее принципы формообразования. Но её образ дракона навеян анимацией Миядзаки. Моя задача — чтобы в резьбе традиционное формообразование сочеталось с тем, что сейчас в тренде. Тогда будет развитие. Нам остаётся только переработать, пересказать, но нужно сделать это талантливо.
Ещё один интересный арт-объект в мастерской Дмитриева — «Новгородский глобус» — вертящийся деревянный куб, на каждой лицевой стороне которого вырезана сценка из жизни древних новгородцев. В том, что глобус не шарообразен, ошибки или шутки нет. Напротив, это отсылка к тому, что наши предки считали квадрат символом земли. В современном контексте правильный четырёхугольник связывают ещё с упорядоченностью и гармонией. В общем, смыслов он даёт много.
А Фёдор Дмитриев намерен превратить деревянный квадрат во всероссийский проект, чтобы мастера-резчики из разных регионов страны представили свои картины мироустройства. Заготовки кубиков у него уже сделаны.















