Этой осенью у новгородцев и гостей Великого Новгорода появилась возможность оплачивать проезд в автобусах и троллейбусах в приложении Яндекс Go. Над новшеством работали региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства и компания «Яндекс».
В минтрансе уточнили, что для оплаты проезда пассажиру нужно отсканировать QR-код в салоне автобуса и подтвердить операцию. Также купить билет можно с помощью Bluetooth-метки в транспорте — достаточно активировать Bluetooth на телефоне, открыть сервис и выбрать нужный автобус или троллейбус. После того как смартфон поймает сигнал метки, можно будет провести оплату.
Оба варианта позволят определить конкретный маршрут и оплатить проезд именно в нем. Деньги спишутся с карты, которая уже используется для покупок в сервисах Яндекса. При этом билет будет находиться в разделе «Мой билет» и в истории заказов.
Сейчас настройка оборудования в областном центре завершается: Великий Новгород станет вторым регионом в России, где можно будет оплачивать проезд в общественном транспорте через Яндекс Go.
На вопросы «НВ» о цифровизации городских маршрутов и востребованности сервисов среди жителей и туристов ответил Алексей РАДЧЕНКО, эксперт по городскому и транспортному планированию.
— Алексей, как в целом выглядит новгородский общественный транспорт на фоне тотальной цифровизации?
— У города уже есть полноценный базовый набор цифровых сервисов: система транспортных карт, возможность оплаты банковскими картами, электронные проездные и другие решения. Запускались и отдельные проекты по сбору и анализу городских данных. Да, Великий Новгород отстаёт от мегаполисов — и это нормально. Но в своей лиге компактных региональных центров у Новгорода есть минимальный стек и хороший темп развития. Важно понимать, что цифровизация — сложный и затратный процесс, и вложения должны быть соразмерны бюджету. В дальнейшем темп можно поддерживать за счёт участия в федеральных программах или партнёрств с крупными игроками, когда новые решения внедряются совместно и риски делятся.
— Что сейчас актуально в плане развития маршрутов движения для компактного города?
— Для городов такого размера важно определить роль общественного транспорта в системе перемещений. Да, многие повседневные передвижения можно совершить пешком или на велосипеде, но транспорт должен закрывать свою нишу там, где без него не обойтись. Главный фактор — регулярность. Если автобус приходится ждать 40 минут — проще дойти пешком, и весь смысл теряется. Здесь цифровые сервисы могут помочь: пассажиру — спланировать маршрут и видеть время до следующего рейса, перевозчику и городу — анализировать треки ГЛОНАСС, транзакции по картам, использование транспортных карт. Это даёт инструменты для анализа работы и развития системы.
— Цифровизация, на ваш взгляд, это удобство или необходимость приспосабливаться?
— При внедрении новых технологий всегда бывают «детские болезни», когда система не работает идеально: то оплата проходит с задержкой, то карта не считывается. Постепенно такие проблемы сглаживаются. Полностью отказаться от цифровизации города уже не могут — это требование времени и ожидание пассажиров. Мы не можем сказать жителям: «Не платите картой, возите наличные» — это шаг назад. Поэтому все используемые и внедряемые сервисы должны быть протестированы и работать как часы. Приоритет их обслуживания и финансирования должен быть высоким — «забивать» на то, как работает цифровая инфраструктура, недопустимо.
— Насколько востребованной может быть оплата Яндекс Go в областном центре?
— Крупные ИТ-компании давно и успешно создают транспортные сервисы. Востребованность таких решений огромная, и современные города уже не представляют себя без удобных карт, сервисов заказа такси и приложений для планирования маршрутов. Для города было бы слишком дорого разрабатывать подобные системы самостоятельно. Туристы активно пользуются ими, потому что сервис знаком и помогает быстро освоиться. Но в итоге главные пользователи — жители города. Для них такие сервисы — это возможность быстрее добраться до работы, успеть забрать ребёнка или спланировать выходные. В Великом Новгороде запуск мобильного билета через Яндекс Go позволит оплачивать поездку QR-кодом или через Bluetooth, что сделает транспорт ещё удобнее.
МНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ
Алла АЛЕКСЕЕВА, первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области:
— С 2018 года мы начали постепенное внедрение цифровых сервисов в городском общественном транспорте. Первым шагом стало внедрение автоматизированной системы оплаты проезда — были запущены сразу три новых варианта оплаты: транспортной картой «Береста», банковской картой и смартфоном. Следующий шаг — перевод в электронный формат проездных билетов с возможностью ежемесячного пополнения. Это удобно как пассажирам, так и перевозчикам в качестве меры по борьбе с поддельными проездными — ещё в 2021 году ежемесячно перевозчики изымали по 10–15 таких проездных. Совместно с Яндексом мы интегрировали городской общественный транспорт в городские карты (Яндекс Карты). Запустили бескондукторную систему оплаты проезда на отдельных маршрутах.
Цифровизация системы оплаты проезда на транспорте — это не только технические решения в духе времени, но и ответ на запрос потребителей услуг — жителей и гостей города. Сегодня пассажирам предоставлен обширный выбор для оплаты проезда: месячный проездной, банковская карта, наличные, «Береста» или новые возможности с помощью приложения Яндекс Go. Конечно, стоит отметить, что цифровизация позволяет и нам контролировать работу перевозчиков, получать за считанные минуты аналитику работы по определенным маршрутам и при необходимости вносить изменения для удобства граждан.















