Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда телефон звонит один раз, на экране появляется незнакомый номер, и вызов сразу обрывается. Кажется, будто кто-то позвонил по ошибке и быстро сбросил звонок. На самом деле это не так — подобной тактикой пользуются мошенники.
В Центре цифровой экспертизы Роскачества объяснили, что короткие прозвоны — в большинстве случаев машинный автоматический обзвон. Его главная задача — не поговорить с абонентом, а проверить его номер на «живучесть». Если человек перезвонит на незнакомый номер или просто снимет трубку, автоматическая система зафиксирует, что номер является действующим, он находится в сети и принадлежит реальному человеку. Этих данных киберпреступникам достаточно, чтобы заработать на своих жертвах.
Основная цель коротких прозвонов — актуализировать и очистить базы телефонных номеров. У злоумышленников списки из тысяч номеров, и, прежде чем продать эту базу для спама или прицельных мошеннических атак, нужно убедиться, что номера — реальные.
Зачастую работу по первичному обзвону выполняют не сами мошенники, а нанятые кол-центры или опросные фирмы. Они не нарушают закон напрямую, а лишь проверяют активность абонентов. Затем проверенные базы данных перепродают настоящим преступникам.
— После такой «телефонной разведки» мошенники переходят к отточенным схемам обмана, которые могут привести к реальным финансовым потерям, — пояснила руководитель Центра финансовой экспертизы Ольга ВЯЛЬШИНА.
Самые распространённые финансовые схемы обмана, которые следуют за «разведывательным» звонком:
• Используя данные абонента, злоумышленники могут оформить кредитные или дебетовые карты на его имя.
• Если мошенники получат достаточно информации о человеке, они могут попытаться получить доступ к его банковским счетам и украсть деньги.
• Мошенники могут отправить владельцу номера ссылки на фальшивые, фишинговые сайты, где он будет вынужден ввести свои данные — логин и пароль. Это один из самых распространённых способов кражи информации.
• Злоумышленники могут попытаться подписать абонента на платные сервисы, используя его данные. Даже если он не сообщает коды и пароли, один такой звонок может привести к неожиданным расходам.
— Звонок-прозвон — первый крючок, который цепляет абонента для будущих атак, — указал руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей КУЗЬМЕНКО. — Самый простой способ обезопасить себя — не поддаваться на провокацию и не подтверждать мошенникам, что ваш номер актуален. На данный момент и государственные структуры, и все сотовые операторы принимают активные меры контроля и борьбы с нелегальным трафиком, в том числе и IP-телефонией. Помимо прочего, операторы связи блокируют и весь зарубежный телефонный трафик. Важно отметить, что если человек использует индивидуальные средства обхода блокировок, то вероятность нарваться на мошенников в мессенджерах гораздо выше.
Первое и главное правило — не перезванивать на незнакомые номера, звонки с которых обрываются после одного гудка. Если звонок действительно важный, перезвонят или оставят сообщение.















