Обыкновенная крестьянская семья, в которой Аня была единственной дочкой, ощутила войну в самые ее первые дни. Отец ушел на фронт, родную деревню Вязовое нещадно бомбили немецкие бомбардировщики, и всем ее жителям пришлось покинуть свои дома. Анна Петровна вспоминает, как все они рыли в лесу окопы и землянки и испытывали настоящий ужас, обсуждая доходящие до них новости:
- Где-то в конце лета кто-то из деревенских рассказал, что на станции Лычково немцы разбомбили эшелон с ленинградскими ребятишками, которых пытались вывезти в тыл. Столько детишек погубили, изверги! Все как-то сразу поняли, что на нас напали жестокие люди и победа будет нелегкой. И на нашей лесной жизни это сказалось - сразу же запретили разводить в лесу костры, на которых мы готовили еду. И так-то голодно было, а стало еще хуже. Но страх оказался сильнее, никто приказ не нарушал. Страшно было очень.
Мать Ани решила пробираться в сторону Валдая, к своим родным в деревню Стуковья. Но и там жилось не легче: в небольшом домишке брата квартировал штаб, и ей с дочкой пришлось проситься на ночлег к чужим людям. Свою дочку она устроила в няньки, а сама, опухшая от голода, пошла работать на железную дорогу. В один из дней она попросила Аню как-нибудь добраться до родной деревни и посмотреть, как там обстоят дела. Девчушка, не задумываясь, отправилась в дальнюю дорогу, преодолев пешком несколько десятков километров. Родного дома уже не было, а вскоре в семью пришло новое горе - под Смоленском погиб отец.
Анна Петровна долго молчала, глядя на старые фотокарточки за стеклом серванта, потом перевела взгляд на красочную открытку, которой ее недавно поздравили с 75-летием ГИБДД, и начала рассказ о другой, уже мирной странице жизни.
В будке светофора
В разрушенном до основания Новгороде стала постепенно налаживаться жизнь. Городских жителей как таковых было немного, поэтому на самые разные работы приглашали молодежь из близлежащих районов. Так Аня Трифонова устроилась в охрану районного отделения Сбербанка и получила право на ношение оружия. А через пару лет ей предложили новое место работы - уже в областной конторе Госбанка на улице Славной. И опять выдали оружие, которое, впрочем, совсем не пугало послевоенную молодежь. Здесь, в Новгороде, девушка наконец-то вновь стала посещать школу и окончила семь классов. Несмотря на то, что дальше учиться так и не получилось, Анна Петровна до сих пор вспоминает те времена с особой теплотой:
- Тогда как всё было: особо работу сами не выбирали, нас отправляли туда, где мы были нужны. Когда в банке мужчины-охранники стали появляться, нас, 18-20-летних девчонок, стали в другие организации переводить: кого в музей, кого в охрану обкома партии, а меня - в регулировщицы ГАИ. Тогда же ни светофоров, ничего в городе не было, а транспорта становилось все больше и больше. Вот и решили быстренько службу создать. Нас тогда несколько девчат было всего, дежурили на самых оживленных перекрестках города: на углу Федоровского ручья и Большой Московской, на Ленинградской улице. Я помню одну девушку, Олю Малиновскую. Она на фронте регулировщицей была, а потом вот и нас учила, как с жезлом работать. Ведь кроме этой полосатой палочки да пистолета у нас и не было больше ничего. А нарушителей и тогда всяких на дорогах хватало.
В начале пятидесятых новгородские регулировщицы, одетые в военную форму, были самыми главными в городе. Они не только регулировали дорожное движение, но и совместно с постовыми и участковыми проверяли транспорт и всех подозрительных людей. Связь отсутствовала, и в самые ответственные моменты просьбу о помощи приходилось передавать своим коллегам-инспекторам «по цепочке», через случайных прохожих и водителей. Несмотря на это, вспоминает Анна Петровна, одинокой и беспомощной она себя не чувствовала никогда:
- Конечно, в те годы машин в городе гораздо меньше было. Поначалу одни военные грузовики да «Эмки». Лишь потом «Москвичи» с «Победами». А потом и «Волги» появились. Но дело не только в этом - мне до сих пор кажется, что люди в те годы гораздо отзывчивее были. Бывает, не справиться с пьяным буяном - останавливаешь первую попавшуюся машину и просишь о помощи. И водителя утихомирят, и в поликлинику на освидетельствование отвезут. Никто не отказывал. Да и в погоню за нарушителями пускались на абсолютно посторонней машине. Добренькой-то я никогда не была, службу несла по всем правилам, хотя оружие в ход никогда не пускала. Однажды, правда, еле-еле удержалась от этого. Дело было так: смотрю, грузовик в неположенном месте остановился, я подошла и сделала водителю замечание, а он выскочил из кабины и на меня с кулаками. Ударил, я упала, и рука сама к кобуре потянулась. А потом вижу, он сам перепугался, простила, не стала человеку жизнь портить.
Дежурили регулировщицы, как правило, с утра до ночи. Труднее всего приходилось в мороз, для защиты от которого молоденьким регулировщицам выдавали огромные ватные стеганые штаны и телогрейки с шинелями. Хуже было с обувью, маленьких валенок на складе не имелось, и девушкам приходилось их обувать, не снимая кирзовые сапоги. Лишь через несколько лет все сотрудники ГАИ получили синюю форменную одежду, а затем в Новгороде появился и первый светофор. Бывшая регулировщица призналась, что это было для нее огромной радостью:
- На перекрестке Федоровского ручья и Большой Московской установили будку, и я из нее вручную этим светофором управляла. Было уже не так холодно, и кроме того, в будке был телефон, по которому я всегда могла вызвать помощь и сообщить о нарушителях и подозрительных машинах. Потом появились светофоры, работающие в автоматическом режиме, и нас, регулировщиц, опять стали переводить на другие места работы.
Нам не хватает доброты
Даже в 1960-е весь штат отдела Госавтоинспекции Новгородской области состоял из восьми женщин-регулировщиц, несших службу в областном центре, и из четырех госавтоинспекторов в районах. Помогали созданные во всех горрайотделах милиции советы общественных инспекторов. Вслед за светофорами в Новгороде была смонтирована и установлена первая установка ПТУ-29, которая позволяла сотрудникам ГАИ посредством изображения, передаваемого установленной на телевышке камерой, наблюдать за перекрестками улиц Горького - Дмитриевская, проспекта Ленина - Гагарина и за мостом Александра Невского.
А моя героиня Анна Трифонова была переведена в другую службу милиции и много лет проработала в охране Новгородского музея-заповедника. Сейчас эта
83-летняя женщина давно на пенсии, и, судя по ее более чем скромной квартирке в Деревяницах, ни погоны, ни всесильный полосатый гаишный жезл так и не принесли ей всего того, что мы привыкли называть достойной старостью. И самое странное, она, сравнивая свою послевоенную, полную лишений жизнь с днем нынешним, не только ни о чем не жалеет, но и уверена, что нынешнему поколению есть чему поучиться у стариков:
- Когда я вернулась в Новгород, то увидела сплошные развалины и заросшую бурьяном центральную площадь города. Поэтому после дежурства на улицах города мы все работали на стройках, разбирая завалы. И кроме того, находили время для занятий спортом. У меня и по стрельбе, и по лыжам первый разряд имелся. Поэтому и хулиганить времени не было. А сейчас я смотрю на нашу молодежь, на то, как ведут себя люди на дорогах, и ужасаюсь: столько злости и грубости у всех! Я часто задумываюсь, почему мы были другими? Может, потому что всех нас объединяла в те годы одна общая цель - восстановить и сделать краше наш город? А о своих коллегах, сотрудниках новгородской ГАИ, всегда буду вспоминать с особой теплотой. Надеюсь, что и сейчас в ГИБДД сотрудники всегда приходят на помощь людям и друг другу, как когда-то и мы. Я искренне в это верю.
Фото автора и из архива ГИБДД