Витая пара
Первый раз в Риге мне довелось побывать в далеком 1985 году, когда Латвия ещё входила в состав СССР. Тогда меня любезно приняла коренная рижанка Вита, с которой мы вместе когда-то учились на факультете журналистики МГУ. Она помогла мне поселиться в доме отдыха местного отделения Союза журналистов в Юрмале. Впечатления были прекрасные.
В новом веке до Виты, редактора солидного рижского журнала, мне достучаться не удалось. Электронный почтовый адрес известной в Латвии журналистки, который мне удалось найти благодаря Интернету, принимал кириллические буквы за спам. Мои электронные письма на английском языке, латинскими буквами на русском и вовсе остались без ответа. Старые связи не сработали. Но я не отчаялся и попробовал воспользоваться новыми возможностями. В социальной сети CouchSurfing, объединяющей гостеприимных людей по всему миру, к моему желанию посетить Ригу индивидуально и жить не в гостинице отнеслись с пониманием. Два жителя латышской столицы, совершенно меня не знающих, согласились предоставить мне ночлег на пару дней в своих домах. Одним из новых друзей был журналист Янис.
Мне было очень любопытно, ведь Янис принимал меня несмотря на то, что мы вообще-то поддерживаем разные, подчас противоположные национально-идеологические системы. Есть у России ряд трений с Латвией. Латвийская сторона, например, требует признания оккупации, российская недовольна тем, что значительная часть населения в этой стране живет, не имея гражданства.
Одинокий «Твиттер»
Янис часто принимает русскоязычных гостей из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов и открыто обсуждает с ними национальные вопросы. Живет он в одном из жилых кварталов Риги, построенных в семидесятые годы прошлого века. В коммунальной квартире латыш делит пространство с русским, но разговаривают они крайне редко. За два дня пребывания в квартире мне так и не довелось поговорить с отставным военным, потому как большую часть времени он проводит на даче.
В комнате Яниса центральное место занимает компьютер. На мониторе всегда включен «Твиттер». Новомодная сеть короткой строкой сообщает журналисту новости о том, что происходит в городе. На кухне - пустой холодильник. Молодой человек не готовит пищу дома, предпочитая общепит. Одинокому едоку выгоднее ходить по кафе, чем тратить время и деньги на закупку продовольствия в магазинах.
На работу Янис ездит на велосипеде - ещё одно решение, продиктованное, как я понял, выгодой. Общественный транспорт предлагает отнюдь не дешевые поездки.
При всей журналистской занятости Янис нашел время, чтобы прогуляться по Риге с новгородским коллегой и показать свой город. По Старой Риге приятно пройтись. Здесь много привлекающих взор архитектурных ансамблей и памятников. Радует уютная обстановка городских улиц и площадей, где много туристов со всей Европы. В жаркий день на одной из площадей выставили пожарную машину, и она поливала всех желающих из брандспойтов. Дети бегали под струйками воды, а над их головами светилась радуга. В одном месте совершенно случайно запечатлел на фотокамеру натянутую поперек улицы меж балконов бельевую веревку с развешенными на ней блузками, штанами и кофтами. Канонические архитектурные соборы не пользовались успехом.
Когда мы шли по улице, на которой стоит красивое здание Национального театра оперы, Янис попал в забавную ситуацию. Шедший ему навстречу молодой человек открыл рот от удивления, услышав из его уст русскую речь. Оказалось, что ранее Янис разговаривал со своим однокурсником только на латышском и уверял его, что не понимает по-русски.
Языковое противостояние в Риге продолжается на политическом, бытовом и культурном уровнях. Туристам, попавшим в Ригу, лучше иметь это в виду и, задавая вопросы, обязательно упомянуть, что ты в Латвии - гость. Иначе можно услышать в ответ недовольную тираду на чужом языке. Русскую речь в Риге слышишь часто, но - ни одной надписи на русском языке. Одна из улиц города в пику россиянам носит имя первого президента непризнанной Ичкерии Джохара Дудаева. Латышские националисты посчитали его героем, а в России уверены, что это был главарь террористов, чему находятся все новые подтверждения.
Другим моим собеседником, согласившимся встретиться с журналистом из Новгорода, был предприниматель Валдис. Он тоже был готов поселить меня в своей квартире, но так как проблема размещения для меня была уже решена, мы договорились просто встретиться. Кстати, имена героев своего повествования я изменил, потому как разговоры вечерком на лавочке и у домашнего компьютера получились очень уж откровенными. Валдис рассказал о том, что ему, владельцу небольшой фирмы, занятой в системе ЖКХ города Риги, живется нелегко. Кризис 2009 года больно ударил по экономике страны и подкосил финансы. Его коммунальный бизнес напрямую зависит от заказов из мэрии, а там требуют денег на проведение агитационной работы среди избирателей. Поборы незаконные, по сути дела - взятки, но отказаться предприниматель не смеет и покорно урезает зарплату себе и рабочим.
Позже попросил Яниса прокомментировать то, что мне рассказал предприниматель.
- Это очень похоже на правду, - сказал Янис. - В Риге много коррупционных скандалов. Здесь все повязаны и все друг друга знают. Кадровый ресурс очень ограничен. Если попробовать создать новую партию, то очень трудно найти свежее лицо для её лидера. По этой же причине искоренить коррупцию у нас в Латвии, небольшом государстве, будет очень трудно.
Отдыхать от политических разговоров уехал в Юрмалу. Здесь, как и много лет назад, туристов в июле встречают теплое море и нежный песочек. Кстати, пляж не пустует. Россияне не забыли Юрмалу. К услугам отдыхающих - гастроли заезжих артистов из России, множество ресторанов, сувенирных лавок и почти подмосковные электрички, готовые за 20 минут домчать вас до Риги. В принципе ведь до неё - рукой подать.
Фото автора