По всей стране идут тотальные проверки речного пассажирского хозяйства. Естественно, мы хотим знать,
а что у нас?
Как рассказал «НВ» новгородский транспортный прокурор Владимир ВОИЩЕВ, итоги будут подведены после 22 июля. Прокуратура совместно с судоходной инспекцией проверила все пассажирские суда нашей области, находящиеся в Великом Новгороде и Валдае.
- Общее предварительное впечатление более или менее нормальное, - говорит Владимир Николаевич. - Мы провели документальную проверку, просмотрев разрешения, акты выполненных ремонтов и так далее. Поднять суда на слив и просмотреть их техническое состояние пока не можем. Судя по документам все это выполняется в предусмотренные сроки под контролем Речного регистра.
Флагман новгородской флотилии теплоход «Господин Великий Новгород» находится в рейсе, его должны были осмотреть в Санкт-Петербурге. Вместе с ним пассажирский речфлот области - шесть судов. И все они, как известно, в летах...
Металл не устал
- Я не согласен с теми, кто сейчас ищет причину всех бед в самой технике, - заметил капитан-директор Новгородского КЮМа Николай ВАРУХИН. - Да, старые у нас суда. Но при нормальной эксплуатации несколько десятилетий для корабля - не срок. В Европе по рекам ходят настоящие раритеты и не только любящих старину туристов перевозят, но и грузы. Все на плаву.
Трагедия на Волге невольно напомнила Николаю Геннадьевичу трехлетней давности поход теплохода «Господин Великий Новгород» с детьми и туристами на борту в Казань.
- Честно скажу: неприятно поразила тяга местных проверяющих к поборам. Я не удивлен, что «Булгария» могла совершать круизы, невзирая ни на какие проблемы, имевшиеся у судна. Не корпус прогнил, а система. И лечить этот коррупционный нарыв нужно только хирургическими методами.
В том, что возраст - еще не показатель, уверен и заместитель начальника Ладожского линейного отдела Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Владимир ГУРОВ. По его словам, к владельцам новгородских судов претензий не возникало. За техническим состоянием они следят.
- Букет нарушений у «Булгарии» - это очень плохо, но я вполне допускаю, что основной причиной катастрофы может оказаться одна-единственная роковая ошибка, - сказал Владимир Семенович. - Например, незадраенные люки. Погода ведь стояла жаркая, гроза налетела внезапно, поднялась волна...
Особое мнение
- Срок амортизации судна - 30 лет, - комментирует ситуацию начальник Новгородского района водных путей и судоходства Виктор СИЛКИН. - Так о чем мы говорим? Кто-нибудь из нас, достигнув зрелых лет, становится сильнее? Вот и за здоровьем судов после многих лет эксплуатации должен быть особый пригляд. Как к кораблю относиться, так он и будет служить. А если теплоход враз кувыркнулся, погубив столько людей, то что можно думать о его хозяине? В зоне моей ответственности - грузовые суда, а что касается пассажирских, то скажу так: лично я в круизы не ходок.
В чем все специалисты едины, так это в том, что наш плавучий парк, конечно же, надо обновлять. И не представляют, как можно решить эту проблему без участия государства, уповая лишь на частный интерес и инвестиции. Это их ответ на один из любимых русских вопросов: «Что делать?». С другим сакраментальным вопросом - «кто виноват?» - проще. Виновных, в этом не приходится сомневаться, накажут. Чиновники, транспортные полицейские, капитаны судов, прошедших мимо терпящей бедствие «Булгарии»...
Впрочем, у капитанов могли быть свои чисто технические причины для этого. А вот какой мотив был у пассажиров оказавшегося вблизи «Булгарии» судна «Метеор» снимать на мобильные телефоны гибнущих людей? Неужели охота заработать на чужом горе, когда появится спрос на редкие кадры для телепередач и документальных фильмов?
Пароход «Чита» был послан на выручку терпящему бедствие судну «Чудово». Сильнейший шторм разметал плоты с лесом, которые буксировал «Чудово». Корабль оплело плотами, и он потерял ход. В итоге его выбросило на берег. Чтобы спустить судно на воду, пришлось рыть мини-канал.
В том, что спасатели до места не добрались, повинен был тот самый человеческий фактор, о котором так часто вспоминают в связи с катастрофами нашего времени. Накануне «Чита» заправлялась углем и вышла в бурлящий Ильмень с незадраенными люками. Спешка и недосмотр привели к тому, что судно, черпнув воды, быстро затонуло. Лишь один из членов команды попытался воспользоваться спасательным кругом. В ледяной воде шансов у него не было. Окоченевшее тело матроса потом нашли на берегу. Его товарищей извлекли из ледовой могилы лишь на следующий год. Хоронил погибший экипаж весь город. Комментарий
«То, что сегодня происходит, - это вызов власти, обществу, всему народу. И мы не должны воспринимать случившееся прекраснодушно - мол, еще одна авария. Мы должны собрать силу духа, мобилизовать волю, финансовые средства для того, чтобы предотвратить возможные катастрофы в будущем. (...) Но если доминантой нашей жизни будет по-прежнему стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут еще большие катастрофы».
Владимир БОГДАНОВ (фото)