Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Заряжающий «Донбасс»

Его родной город — Артёмовск, его позывной — «Донбасс».

Его родной город — Артёмовск, его позывной — «Донбасс».

Фото: из личного архива

В 2016 году он из-под Донецка вывез семью в Россию. В 2022 году в составе Новгородского реактивного дивизиона вернулся в родные места

Дмитрию 34 года. Сейчас он после ранения восстанавливает силы в кругу своих близких в Окуловке. В этом городке семья осела после мытарств по стране: нарастающий конфликт на Украине и всё ухудшающаяся обстановка в родном Бахмуте (Артёмовске) заставили его — мужа и отца двух сыновей — семь лет назад принять решение о переезде на российскую территорию. Сначала отправились в Крым, но там тогда гражданство РФ давали только жителям полуострова. Потом перебрались в Петербург, где на годы бы затянулся процесс оформления документов, поскольку иностранцев, желающих легализоваться в нашем государстве, было много. И вот тогда Дмитрий принял предложение друга пожить какое-то время у него на даче в Окуловском районе. Оказалось, что в Новгородской области проще и быстрее пройти официальную процедуру. В настоящее время все домочадцы, которых стало больше — родились ещё один сын и дочка, — граждане России. Сейчас у многодетной семьи своё жильё, и Окуловку они называют домом.

Про своих и чужих 

Дмитрий (фамилию попросил не называть, так как его воинский контракт — действующий. — Прим. автора) рассказывает, что с детства мечтал об армии. Но на срочную службу не попал — сначала по семейным обстоятельствам, а потом, к моменту, когда получил российский паспорт, уже вышел из призывного возраста.

— В феврале 2022-го началась спецоперация, я, естественно, следил за новостями. И было внутреннее понимание, что как бы ни хотелось, но конфликт этот быстро не закончить, — рассуждает собеседник. — Почему? Потому что Украина давно и целенаправленно начала менять мировоззрение людей, делая из соседей и друзей — врагов. Чего уж говорить про государства, если обычный школьный класс, в котором я учился, разделился на два лагеря. Казалось бы, мы все историю проходили по одному учебнику, но некоторые из ребят спустя несколько лет совершенно по-другому стали трактовать события. И называли нас с женой предателями, когда мы уехали в Россию.

В августе прошлого года Дмитрий решил пойти на службу по контракту — позвонил в областной комиссариат, ему сообщили, что формируется Новгородский артиллерийский дивизион. Около месяца в учебке, а потом в зону СВО заряжающим боевой машины БМ-21 «Град».

В бой за родной Артёмовск

По прибытии в часть, когда сообщил, что сам из этих мест, командир сразу определил ему позывной — так Дмитрий стал «Донбассом».

Вначале базировались у посёлка Еленовка под Донецком, потом перебросили к Докучаевску, затем — под Кременную. Вот там подразделение «Донбасса» в первый раз попало под сильный обстрел.

— До этого мы стояли глубже в тылу, и разрывы снарядов были слышны издалека. А тут прицельно били и по машинам, и по нашим блиндажам. Конечно, было страшно, потом прилёты случались регулярно, но вот этот самый первый случай я не забуду никогда, — констатирует Дмитрий.

«Донбасс» говорит, что на войне научился безошибочно различать звук снаряда, летящего из танка или миномёта. А вот снаряды, выпущенные реактивной системой залпового огня HIMARS, по звуку определить невозможно.

Он сам на боевую позицию не выезжает — в составе расчёта всегда геодезист, наводчик, водитель и командир, заряжающие же ждут свои «Грады» в нескольких километрах, чтобы загрузить новый боекомплект. По словам бойца, важно, чтобы машина, как только отстрелялась, сразу же покинула точку — противник быстро вычисляет координаты и отвечает огнём.

— Данные о скоплении врага получаем от разведки. Бывают экстренные выезды, а бывают заранее запланированные, когда есть достоверные сведения, что в такой-то день в определённое время в конкретном месте будет большое скопление техники, — говорит о военных буднях «Донбасс». И добавляет, что противника не следует недооценивать: их разведка тоже работает, поэтому расслабляться нельзя. К тому же нужно учитывать, что российская армия занимает вражеские позиции, где ВСУ всё знакомо, и они, естественно, используют преимущество.

В марте этого года реактивную батарею, в которой служит Дмитрий, перебросили под Артёмовск. Ближайшие посёлки и свой родной город он увидел в руинах, жители давно его покинули.

— Почему украинская армия старается вернуть под свой контроль этот населённый пункт, хотя там ничего нет? — опережает мой вопрос собеседник. — Через Бахмут у них идут пути подвоза вооружения и продовольствия в передовые части. Они там каждый закоулок знают, каждый двор — потому так упорно защищали и поэтому сейчас стараются его отбить у нас. А для нас будет стратегической ошибкой отдать даже руинированный город — в этом случае противник снова там укрепится, а этого допустить нельзя.

Заряжающий «Донбасс» отмечает, что проблем со снабжением Новгородского дивизиона нет — лишь изредка случаются задержки со снарядами, но никогда в период активных боевых действий.

Я вернусь!

Под Артёмовском его и зацепило в начале июня. Бронежилет спас верхнюю часть тела, но осколки задели поясничный отдел, тазобедренный сустав, повредили внутренние органы — почку и кишечник. Первую операцию сделали в полевом госпитале, вторую — в Ростове-на-Дону. Все крупные осколки медики достали, однако остались мелкие в мягких тканях. Долечивался «Донбасс» в Хабаровске, утверждает, что врачи сделали всё, чтобы поставить его на ноги.

— Потом по приказу командования получил отпуск — для полного восстановления, и больше месяца я дома, в Окуловке, — объясняет Дмитрий. — За тяжёлое ранение я уже получил из федерального бюджета полагающуюся сумму и деньги по страховке жизни и здоровья. И спасибо районному координатору областного филиала фонда «Защитники Отечества» — она помогла собрать документы на региональную выплату, положенную раненым, и 500 тысяч рублей уже перечислены. Кроме того, фонд оперативно решил вопрос с дополнительным медицинским осмотром, и я прошёл обследование. Результаты хорошие — организм окреп, чувствую себя здоровым.

Он следит за сообщениями из зоны СВО и поддерживает связь с сослуживцами. Боевой расчёт «Града» ждёт своего заряжающего. В сентябре «Донбасс» снова оправится на передовую.

Публикации спецпроекта можно найти по хештегу «солдатский орден» внизу страницы.

Теги: Солдатский орден, СВО, Новгородская область, общество

РЕКЛАМА

Еще статьи

«А чего грустить? Самое грустное уже случилось – идёт война. Работаем дальше. Без вариантов».

Можно просто Слава

Раньше он видел реальность через камеру, а теперь — через прицел

Гвардии подполковник ВДВ, командир штурмового отряда мотострелкового полка.

Доброволец не в отставке

или Четвёртая война командира штурмового отряда

«Всё ещё будет!»

Донбасский новгородец

Как старая доска может изменить не только военный быт

«Мы все стали другими».

Ваше слово, товарищ Маузер

Он прошёл две войны. Одну — свидетелем, вторую — участником

Сергей Григорьев: «На войне — как в жизни. Только стреляют».

Железный Скороход

Сержанта Григорьева ждала хирургическая операция, а он предпочёл специальную военную

Александр Ушаков служил в спецназе ГРУ – войсковой разведке ВДВ. Военным человеком себя не считал, хотел жить обычной жизнью, растить детей. Но когда пришлось, воевал так, что в 1008-м полку гордятся, что были вместе с ним.

Приказа отступать не было

Рядовой Александр Ушаков погиб, спасая своих товарищей

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА