Четверг, 21 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Игорь Свинцов

Сева и Депутат

Сергей и Михаил на открытии осеннего этапа Вахты Памяти в Старой Руссе.

Сергей и Михаил на открытии осеннего этапа Вахты Памяти в Старой Руссе.

Фото: из архива «НВ»

Командиры двух новгородских поисковых отрядов ушли на СВО, отказавшись от брони по мобилизации

Большая концертная сцена одиноко мокла на Соборной площади Старой Руссы. Через час перед ней должны выстроиться поисковые отряды «Долины» для торжественной церемонии открытия осеннего этапа Вахты Памяти. Но с утра зарядивший дождь не собирался заканчиваться. Уже изрядно промокшие поисковики жались к стенам стоящих вокруг площади домов, кучковались под козырьками подъездов. Ехидничали над капризами погоды: «Как без дождя, Вахта же началась». В ожидании вели пустые разговоры, приветствовали знакомых. «А Серёга с Михой уже здесь?» — для всех и без фамилий было понятно, о ком спрашивают. Эти два командира поисковых отрядов прошлой осени ушли по мобилизации в зону СВО. И оба накануне Вахты приехали в отпуск. Что появятся на площади, никто не сомневался. Здесь тоже свои, а своих не бросают.

Это среди поисковиков они Сергей и Михаил, а для сослуживцев там, под Артёмовском, — Сева и Депутат. У обоих за плечами опыт службы в силовых ведомствах: у Сергея — в УФСИН, у Михаила — в МВД. А последнее место работы на двоих одно — группа разминирования Управления защиты населения от ЧС и по обеспечению пожарной безопасности Новгородской области. Вместе в сапёры пришли, вместе и попросились в одну смену. Следили за событиями СВО, на дежурствах обсуждали фронтовые новости, не сомневались, что надо идти воевать.

— Да, мы были к этому готовы. Скажу честно, не хотели нравившуюся нам работу терять. А когда вышел указ о сохранении рабочих мест для мобилизованных, тут и последние сомнения отпали, — рассказывает Сергей. — Пошли в военкомат и на работу — необходимо было написать отказ от брони и забрать свои книжки взрывников. Служить-то мы тоже вместе хотели в одном подразделении, в сапёрном.

Но книжка предполагает, а начальство располагает. Сергея назначили командиром отделения в сапёрную роту, а Михаила — водителем во взвод обеспечения. Хоть и жили в одной полковой казарме, но готовились каждый по своей специальности.

Семья у Сергея большая — семь братьев и четыре сестры. В «Долине» по-доброму шутят про однофамильный поисковый отряд. В августе 2022-го добровольцем в реактивный дивизион ушел младший брат Михаил, вместе с Сергеем по мобилизации в тот же полк попал ещё один младший — Александр. У всех — свои семьи. У Михаила — двое детей, у Александра — трое.

— Так до сих пор все и воюют. Сашка в мае ранен был. Но сейчас опять в части. Ещё племянник в военной полиции. Тоже постоянно в командировках в зоне СВО. Кстати, в нашем полку служил ещё один командир поискового отряда «Долины». Был командиром взвода. Ранение получил, теперь лечится. Мы за ленточку в середине декабря попали. Там раскидало батальоны по луганским городам и посёлкам: Рубежное, Северодонецк, Кременная. Виделись очень редко.

Работа в составе смены группы разминирования. Фото из архива «НВ»

Зато связь сразу наладилась со своими «долинщиками» в Новгородской области. Соратники активно стали привозить гуманитарку: продукты, снаряжение, оборудование, письма, для сапёрной роты даже машину пригнали.

— Помощь здорово спасала. Нам, например, выдали то, что было на складах у Минобороны, — металлодетекторы 70-х годов прошлого века. У сегодняшнего поисковика любой аппарат удобнее и эффективнее. Несколько современных минников наша сельская администрация передала, часть ребят в роте со своими ходят. Все «буханки» и «Нивы» в подразделении — от добрых людей. Вон Миша в своём взводе обеспечения тоже на гуманитарной машине ездит.

Первые полгода наши мобилизованные стояли в основном на второй линии. Сапёры выходили на задания по обследованию местности под новые позиции подразделений, дорог, оказывали помощь гражданским в разминировании участков и жилищ. Сопровождали связистов при прокладке линий через лесные массивы. Противник часто применял дистанционное минирование кассетными боеприпасами, в основном иностранного производства.

В мае полк перебросили под Артёмовск, на передовую. И задачи изменились. Гражданского населения там не было. Но каждый клочок земли таил в себе опасность. Множество неразорвавшихся боеприпасов, заминированные позиции и подвалы остатков зданий, необходимость делать проходы для выдвижения штурмовых групп.

— Раньше, передвигаясь под деревьями, мы хоть как-то скрыться могли. А возле Артёмовска растительности нет, одни обрубки стволов да выжженное поле. А залезать приходилось туда, куда и «вагнера» не ходили. Чтобы преодолеть расстояние в километр, иногда требовалось больше суток. Небо — за украинскими дронами. Днём всё просматривается, а ночью ещё хуже — в тепловизор ты как на ладони. «Подарков» очень много, всё плотно минируется. Часто встречаются хитрые самоделки: смотришь, вроде пустые пивные банки валяются, а на самом деле настоящая минная ловушка.

Чему научила война? Всё, конечно, приходит с опытом. Но голову постоянно надо держать включённой. Случайности редки. Ошибся — жди расплаты. Создали лишнюю активность — пережидай пару часов обстрел. Не запомнил свою тропу — есть шанс подорваться на своих же минах. Плохое взаимодействие с соседями, можно и от их «подарков» пострадать. К сожалению, приобретаемый опыт часто оплачивается кровью и жизнями.

— Сейчас те, кто в строю, воевать умеют, фронт всему научил, — говорит Михаил. — Меня уже в полку хоронили. Напутали в донесениях, переполошили людей. Но хочу считать это хорошей приметой. Будем жить.

Поисковое братство. Фото из архива «НВ»

Сергей рад за Михаила. Депутат теперь исполняет обязанности командира взвода обеспечения. «Давно пора было это сделать. Мишка — мужик ответственный», — добавляет Сева.

Летом Сергей был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени, а Михаилу губернатор Новгородской области Андрей Никитин вручил орден «За честь и мужество» — эта новая региональная награда была учреждена в 2023 году.

В день открытия осеннего этапа Вахты Памяти в Старой Руссе к обеду дождь прекратился, вышло солнце. Ярко и празднично, как и нужно было в этот день. Торжественная часть мероприятия завершилась, а неформальное общение новгородских поисковиков продолжилось уже в полевом лагере «Долины». Сергей и Михаил были в центре внимания своих коллег. Все хотели с ними сфотографироваться. Тогда и появилась их очередная совместная фотография, как и в прежние годы, при разных обстоятельствах, вдвоем.

Публикации спецпроекта можно найти по хештегу «солдатский орден» внизу страницы.

Теги: Солдатский орден, СВО, Новгородская область, общество

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Пушистый» — только для своих, для врагов есть «Град».

Позывной «Пушистый»

Он убеждён, что главное качество хорошего солдата — это доброта

Позывной – «Посадник»

Специалист горючего назначения

Генеральный директор крупной нефтебазы ушёл на СВО, через 20 лет восстановив своё офицерское звание

Полёт по душе

Как учитель географии стал оператором тяжёлого БПЛА

Василий Малышев: «Этот пёс был с нами на позициях в Кременной. Когда поменяли направление, отдали его мирным жителям. Жалко, а вдруг пропадёт. А пёс хороший…»

Дочку крестил, сено косил

Сельский парень даром отпуск не потратит

Война развела Андрея Крикуненко по разные стороны от линии фронта даже с некоторыми близкими людьми. «Время рассудит, — считает он. — И наше дело правое».

Комар кусает больно, когда у него жало 120-го калибра

Андрей Крикуренко служил в двух армиях — и в украинской, и в российской. В России он — с 2012-го. Когда началась специал...

«А чего грустить? Самое грустное уже случилось – идёт война. Работаем дальше. Без вариантов».

Можно просто Слава

Раньше он видел реальность через камеру, а теперь — через прицел

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА