Суббота, 21 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Ночами снятся блиндажи…

Батя и «его» машина.

Батя и «его» машина.

Фото: из архива Василия ТИЩЕНКО

Русский украинец Василий ТИЩЕНКО знает, что за нами будет не только Победа. Перемога тоже

— Ну, давай, тёзка, спрашивай, — Василий ТИЩЕНКО сразу располагает к себе. — Только скажи, как тебе рассказывать — честно или правду?

Наверное, не случайно пацаны в «новгородском» 1008-м полку дали ему позывной «Батя». Спокойный, уверенный, улыбчивый, с юморком. И вот ещё — за руку здоровается, как мало кто. Чувствуется, этот ещё и не так может жать.

— Это потому, что в двенадцать лет я уже помогал отцу-комбайнёру. И, что немаловажно, колхозному кузнецу дяде Яше. И вообще по жизни дружил с гирей и штангой.

Батя, Птица и Якут

Он — младший сержант. Из мобилизованных. Через Тверь, слаживание. Хотя по факту всё началось за «лентой». И не так, как виделось.

— Выгрузились, заняли позиции. Ни воды, ни еды. Потом мои друзья из Сибири подогнали «буханку» — старенькую, но вполне себе на ходу. Она нас выручала. Грешен: я часто вспоминал Иосифа Виссарионовича…

Память — штука такая: не забудешь про снайперские винтовки 1943 года выпуска (сам держал в руках), не вернёшь ребят, бездарно отправленных в огненную ловушку в мае 2023 года.

Не забудешь, как сам в Клещеевке становился беспомощной мишенью. Комбат сказал: «Пацаны, не дрейфь — вы им на фиг не нужны, они охотятся на артиллерию и танки!» И отправил группу на «Ноль» (точка такая). На полдороге между Батей и Птицей — хлоп! Осмотрелись — целы вроде. Ага, неподалёку кирпичный гараж. Бежим! Заскочили внутрь, глядь, а гараж почти наполовину забит БК. Один прилёт — и мокрого места не останется. Переместились в другой гараж, там боеприпасов не было, только гнилая картошка и мыши.

Повеселили потом ребят рассказом о приключении. Но в другой раз всё завершилось не так.

— Меня взрывной волной шлёпнуло о дерево. Выключился на время. Очухался — Птица орёт. Перевязанный уже. А Ванька-Якут лежит, колено порвано. «Надо перевязать!» — мелькнуло в голове. Я не сразу смог понять, почему у него не идёт кровь…

Косуля против ДРГ

Странная нынче война. Перемещаются, окапываются, заводят на позиции других, и всё заново. А воюет арта, воюют «птички». Но именно по этой причине сапёрная лопатка для пехотинца значимости своей не потеряла, скорее, наоборот. Копать надо много и быстро. Ещё и подточить время от времени не мешает.

— Я теперь большой спец по лопате, — говорит Батя. — А ещё по ДРГ. Рассказываю…

Судя по его улыбке, история должна быть нескучная. Так и есть: ловил украинских диверсантов, а поймал российских военнослужащих из полка, дислоцированного по соседству.

— Год назад дело было, мы в районе Рубежного стояли. По нам стал работать миномёт. Неточно, но неприятно. Тыц, пауза, прилёт. Потом с другой точки, потом ещё. Откуда в тылу миномёт? Выдвигаемся по направлению, обнаруживаем цепочку следов, ведущую на возвышенность. Поднимаемся. «Кто такие?» — «Мужики, мы свои!» Тут как раз полковник незнакомый подъехал: «Да мои это раз..!» Поохотиться решили, чтобы разнообразить меню. Кстати, отличные оказались мужики. Мы потом с ними подружились. И в итоге не мы, а соседи наши выловили диверсантов. Ими оказались трое местных жителей во главе с бывшим лесником. Народ там, конечно, встречается разный. Но обычно мы с местными ладили. Как только у них пошёл урожай огурцов, сразу нас угощали. И мы не оставались в долгу — помогали чем могли детским домам…

Койка на Камчатке

На СВО Василий Тищенко продвинулся в «шеренге» до командира взвода. Трудно сказать, вернётся ли он туда. Сколько осколков носит в себе — сам не знает. Пятый месяц уже. Особенно пострадали ноги. Операция за операцией.

— Мы тогда заводили «контрабасов» (контрактников. — В.Д.). Я был замыкающим. Взрыв, резкая боль и всё — я в отключке. Пришёл в себя оттого, что меня трясут за плечо: «Ты кто?» — «Батя...» — «Пацаны, Батю какого-то нашли!» Потащили на плащ-палатке. Очень жаль, что не знаю этих ребят. Низкий им поклон.

Хранит свой телефон — он тоже был ранен.

Жизнь Василия Ивановича и раньше помотала, а на этот раз добрался до самой Камчатки. Проездом через госпитали в Ростове, на Урале и в Сибири. Так вот сложилось, что лично для него ближе свободной койки как бы и не было. Наблюдал в окно одну и ту же сопку, покрытую лесом. Он был очень красив, этот лес, игравший всеми красками осени.

В Петропавловске-Камчатском были замечательные волонтёры. А в московский госпиталь к нему приехала жена.

— Наташа неделю приводила меня в порядок. Это так важно — чувствовать, что ты нужен.

«Нехай вин сам думае»

Он новгородец не с таким уж большим стажем — с 2012 года. Попал в проект «Антикриминал», занимался охраной одного из крупных предприятий. Собственно, это и есть его профессия. Ещё с армии пошло — срочную служил в роте охраны при Генштабе.

Считает себя «чистокровным хохлом»: мама родом из Винницкой области, а отец — из Сумской. Сам родился в Средней Азии, вся взрослая жизнь прошла в России.

— Когда началась СВО, родственники из Винницы послание отправили для меня: «Як вин пийде на войну, нехай сразу сдаеться в полон. Тоди вин буде жив. Як що ни, нехай сам думае». Но сдаётся мне, что думать, и хорошо думать, надо им. Я не судья на Уимблдоне: с одной стороны мячи летят, с другой. У меня — определённое место на площадке. Уверен, что правильное. Об одном жалею — что не погасили этот пожар ещё в 2014 году. Когда нацики попёрли на Донбасс. Якобы учить родину любить, а на самом деле — грабить и убивать. А потом наши ребята нашли в Северодонецке бандеровский схрон — несколько мешков с иконами. Ничего святого у людей. Не знаю, сколько теперь должно пройти лет, чтобы в украинских головах прояснение какое-то наступило. Здорово их там переклинило.

И тут же:

— А хотите анекдот из жизни? Буквально на днях было. Со мной, с кем же ещё? Иду к доктору. Сначала — за снимками. «Здрасьте, мне бы карточку» — «А вы из какого подразделения?» И вот этот простой вопрос вдруг ввёл меня в ступор. Я поплыл. Ну, контуженный же. И неожиданно говорю: «ВСУ». Напротив меня сделали такие большие глаза: «Может, вы с СВО?» — «Да-да, — говорю, — конечно, с СВО!»

Железная заноза

Дед, он воевал в Великую Отечественную, не раз был награждён, один осколок принёс с войны. Врачи полагали, что лучше не трогать эту железную занозу. Она сама вышла спустя 40 лет через спину. Внуку хотелось бы как-то быстрее от осколков избавиться — мешают, мучают, черти. И неопределённость эта, отстранённость от событий: ты не на войне и не на работе. Всё ещё не проходят головные боли. Звенит в ушах. А по ночам снятся всполохи взрывов, блиндажи, укрепления, знакомые и незнакомые люди и почему-то окопные мыши. А недавно, проснувшись среди ночи, сел на кухне и стал рассматривать в телефончике разные боеприпасы. Зачем?

Но у моего тёзки — предчувствие.

— Война закончится летом. Нутром чую. Интуиция меня пока не подводила. За год-другой до СВО я был уверен, что война неизбежна. А теперь я верю в мир. Какой он нужен для России. Победа будет за нами. И перемога тоже.

Публикации спецпроекта можно найти по хештегу «солдатский орден» внизу страницы.

Теги: Солдатский орден, СВО, Новгородская область, общество

РЕКЛАМА

Еще статьи

Михаил Михайлович — человек с юмором. На фото можно рассмотреть шеврон с фразой: «Нет ума — штурмуй дома». Российский офицер Костин знает, без шутки на войне сложно, но также хорошо он знает, глупость на фронте недопустима.

«Не за медали служу»

Офицер новгородского отряда специального назначения «Русич» стал на СВО бойцом добровольческого отряда

Антон Калашник: «Наша армия стала опытнее и сильнее. И понятие воинской доблести и чести — снова на щите».

Честь имеем!

«А как поступил бы отец?» — когда началась специальная военная операция, сын офицера не мог остаться в стороне

Посвящённая ему

Новгородка написала письмо любимому, пропавшему без вести в зоне специальной военной операции

«Пушистый» — только для своих, для врагов есть «Град».

Позывной «Пушистый»

Он убеждён, что главное качество хорошего солдата — это доброта

Позывной – «Посадник»

Специалист горючего назначения

Генеральный директор крупной нефтебазы ушёл на СВО, через 20 лет восстановив своё офицерское звание

Полёт по душе

Как учитель географии стал оператором тяжёлого БПЛА

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА