Воскресенье, 22 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Спасибо тебе, Маэстро!

 

«Даже на передовой, в перерывах между боями, он находил время, чтобы спеть нам»

Мы смотрим видеоролик на мобильном телефоне. Он записан спонтанно, не по сценарию. По возникшим обстоятельствам. В разрушенной войной квартире многоэтажки находится группа наших военных. Большая комната, ближе к стене — чудом неповреждённое пианино. За ним сидит боец в полном боевом снаряжении, лицо скрывает балаклава. Он играет и поёт. Это «Тёмная ночь», которую ещё в 1943 году так проникновенно исполнил Марк Бернес. Лёгкий, чистый голос заполняет комнату, все замирают. Это Маэстро. Офицер, поэт и музыкант, настоящий мужчина и человек с большой буквы — Саян Доржиев.

— Его любимая песня, — говорит жена Ольга. — Видео снято где-то в Луганской Народной Республике. Они обследовали брошенные здания. В одной из квартир Саян увидел пианино. Сел и стал играть. Ребята, которые ждали внизу, слушали, задрав головы.

С того края света

Доржиевы стали жителями деревни Новоселицы Новгородского района в 2008 году. Переехали из Забайкальского края. Есть там такой город Борзя. Это юго-восточнее Читы километров на 350. По статистике, считается самым солнечным городом России — ясная погода в среднем 300 дней в году. А по географии — самый что ни на есть край российской ойкумены. Военные точнее и жестче выражаются, где это. Там, в 36-й отдельной мотострелковой бригаде, Саян и служил руководителем военного оркестра. А учился он музыкальному делу настоящим образом в Москве, где и встретил свою любовь на всю жизнь, — Олю.

— Я приехала в столицу из Демянского района, окончила медицинский колледж и работала операционной сестрой в больнице. А он после колледжа искусств в Улан-Удэ продолжал образование в Московской консерватории. Мы познакомились под Новый год, и это была любовь с первого взгляда…

Не по приказу

Принимая решение о переезде в родную для Ольги Новгородскую область, супруги выбрали Новоселицы из-за воинской части, где Саяну предложили должность. Правда, часть вскоре расформировали, но кто же мог предположить?

Доржиев продолжил службу в другой силовой структуре — ФСИН. Более 10 лет он отработал в исправительной колонии № 7 в Панковке. Досрочно выйдя на пенсию, стал искать себя в гражданской жизни. Но проработав в одной из организаций год, понял: надо возвращаться к службе. Восстанавливался во ФСИН, проходил медкомиссии, оформлял документы. На календаре был 2022 год, специальная военная операция уже началась.

— Разговоры о том, чтобы пойти на фронт, он вёл с начала СВО. Муж моей сестры, псковский десантник, был на передовой с первых дней. Саян переживал, места себе не находил: «Ну что же я, взрослый мужик, сижу на диване, а ребята там воюют? Неправильно это». В сентябре, как только объявили о частичной мобилизации, он решил, что настало его время. Сам пошел в военкомат, а 11 октября мы проводили нашего защитника в долгую дорогу…

В семье старались не плакать, не показывать страха. Ольга знала, что муж по-другому поступить не может. Долг мужчины, офицера — в трудную минуту встать на защиту Отечества.

Защитить и сберечь

Из Тверского учебного центра вместе с другими мобилизованными Саян отправился в зону СВО. Тельняшку на груди не рвал. Понимал, что для своих сослуживцев он важен силой личного опыта, обстоятельности, житейской мудрости и интуиции. Он сибиряк, бурят. Внимательный, осторожный, с отменным зрением. Ещё на службе во ФСИН обучился снайперскому делу, стрелял метко. 

— Уже на СВО он получил звание майора. Пацанов своих берёг, прикрывал как мог. Мальчишка из нашей деревни случайно к нему попал. Очень радовался, что под защитой дяди Саяна оказался. В отпуск приезжал — так не о себе, всё о нем рассказывал. Другой парень, из посёлка Пролетарий, тоже с благодарностью отзывается о муже, считает, что Маэстро ему жизнь спас.

Майору Саяну Доржиеву с позывным «Маэстро» в январе могло бы исполниться 45 лет. Фото из архива семьи ДОРЖИЕВЫХ

Зацепить душу

Позывной «Маэстро» Доржиеву очень подходил. Дирижёр военного оркестра, музыкант, владевший многими инструментами, талантливый исполнитель, он и в суровых полевых условиях не расставался с творчеством. Писал цепляющие за душу стихи о войне. 

Дома, в Новоселицах, часто садился за фортепиано. Музыка объединяла всю творческую семью Доржиевых. Часто они выступали вместе семейным коллективом. 

Саян с удовольствием сотрудничал с местным Домом культуры, некоторое время преподавал в детской школе искусств. Руководитель Новоселицкого ДК Александр Абрамов говорит, что Доржиев всегда подходил к творчеству обдуманно, считал, что оно должно воспитывать у людей патриотизм.

— За полгода до его отправки на фронт в нашем ДК образовался ВИА «STARички». Саян стал внештатным руководителем коллектива. Мы планировали, когда он вернётся, создать и исполнить песни на его стихи. Теперь это обязательно сделаем — в память о друге.

«Ребята, я ранен! Всем отступить!»

Летом Саян приезжал в отпуск на две недели. Жене о войне не рассказывал. Только друзьям. Она могла лишь случайно что-то услышать из мужских бесед.

— Говорил, что никогда не забудет лес под Кременной. Зимний, темный, страшный. Кругом враги. Идёшь и не знаешь куда. Однажды его группа заблудилась, целую неделю пытались выйти к своим. Боялись оказаться в плену. На такой случай у Саяна всегда была граната для себя.

После отпуска он оказался под Клещеевкой, что в пригороде Артёмовска. Ему уже присвоили майора, назначили исполнять обязанности командира батальона, но Саян вместе с ребятами сам часто выходил на задания. В ночь со 2 на 3 сентября был тяжелый бой. Маэстро вызвался вытащить раненого товарища. Просил, чтобы прикрыли. Начался новый минометный обстрел. Саяна ранило в грудь: пробило легкое, было трудно дышать. Он дотащил бойца до ближайшего блиндажа и успел передать по рации, чтобы группа отступала, когда последовал мощный взрыв. 

Они так и остались там, в серой зоне. Вместе с ними ещё один парень из Окуловки. Он немногим раньше погиб. Ольга общается с его женой. Командование в курсе, где находятся тела, точка зафиксирована на карте. Боевые товарищи старались вытащить своих, но при каждой попытке враг поднимает в небо БПЛА и начинает обстрел.

Всё не зря

— В чём можно найти утешение? В терпении и любви, — говорит Ольга. 

Доржиевы не ждут помощи от других, а готовы помогать сами. Фронту, конечно. В областной больнице, где Ольга работает старшей медсестрой, собирают гуманитарную помощь, закупают подушки, одеяла, медикаменты. Вместе с волонтёрами плетут маскировочные сети, делают окопные свечи, формируют посылки с продуктами.

Майор Доржиев числится пропавшим без вести. Его жена, старший сын Сергей, дочери Алёна и Саша держатся, как могут. Большое горе. Трудно подобрать слова поддержки.

— Меня часто спрашивают: «Ну как там, твоего не привезли? Да что же они церемонятся?! Влупили бы «градами», разбабахали всё!» Я стараюсь завершить разговор и уйти. Мы не имеем права осуждать и обсуждать. Те, кто сам был на войне, не разводят диванную аналитику. Наши защитники выполняют тяжелую работу, и я уверена, что всё не зря. Война обязательно закончится. Ребята справятся!

Подготовила Юлия Кузьменко 

Публикации спецпроекта можно найти по хештегу «солдатский орден» внизу страницы.

Теги: Солдатский орден, СВО, Новгородская область, общество

РЕКЛАМА

Еще статьи

Михаил Михайлович — человек с юмором. На фото можно рассмотреть шеврон с фразой: «Нет ума — штурмуй дома». Российский офицер Костин знает, без шутки на войне сложно, но также хорошо он знает, глупость на фронте недопустима.

«Не за медали служу»

Офицер новгородского отряда специального назначения «Русич» стал на СВО бойцом добровольческого отряда

Антон Калашник: «Наша армия стала опытнее и сильнее. И понятие воинской доблести и чести — снова на щите».

Честь имеем!

«А как поступил бы отец?» — когда началась специальная военная операция, сын офицера не мог остаться в стороне

Посвящённая ему

Новгородка написала письмо любимому, пропавшему без вести в зоне специальной военной операции

«Пушистый» — только для своих, для врагов есть «Град».

Позывной «Пушистый»

Он убеждён, что главное качество хорошего солдата — это доброта

Позывной – «Посадник»

Специалист горючего назначения

Генеральный директор крупной нефтебазы ушёл на СВО, через 20 лет восстановив своё офицерское звание

Полёт по душе

Как учитель географии стал оператором тяжёлого БПЛА

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 18.12.2024 года

РЕКЛАМА