Среда, 20 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Махнул не глядя

Седина в бороду у Сергея Иванова — ещё с Чеченской.

Седина в бороду у Сергея Иванова — ещё с Чеченской.

Фото: из архива Сергея ИВАНОВА

Бывший ракетчик стал пулемётчиком, а 23 февраля считает своим вторым днём рождения

У прапорщика Сергея Иванова серьёзный послужной список. Начинал, как все, — по призыву. И сразу — стратегом. Ракетчики поймут. Служил в милиции, участвовал в контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Оттуда у него и позывной «Вертуха». Говорит, что «жёстко заходил». Пацаны так решили.

На СВО отправился в составе штурмового батальона «Пламя»: «Мы же газпромовские!» Уходил на три месяца, а по факту получилось почти три по три.

— Предлагали остаться?

— Не-а. Есть желание — подходишь и сам говоришь: «Я продлеваюсь». Был бы я один — и разговор один. А у меня жена и две дочки. И ведь однажды я их уже обманул…

Иванов, в окоп!

Старшей дочери уже за двадцать. Вот этот двадцатник — мирная жизнь. Между Чечнёй и Украиной. В 2003 году был командирован на Северный Кавказ в составе отряда «Варяг». И в 2004-м ездил, и в 2005-м. Когда появилась семья, из милиции ушёл. Жена упросила — боялась, чтобы снова не оказался там, где стреляют.

На СВО он отправился в ноябре 2022-го. Пацанов своих валдайских, ушедших по мобилизации, проводил — и сам следом за ними. Добровольцем.

— Сказал жене, что еду охранять трубу. Ни в какие передряги не лезу. Всё будет аккуратно и тихо. Во время первого же звонка домой — прилёт. Она услышала. «Что это?!» — кричит. Успокоил, но в следующий раз она ещё и увидела. Мы в «телеге» были, общались по видео. Бабах! Пауза. Потом: «Иванов, сиди в окопе и эсэмэски пиши! Ты понял меня?!»

А Иванов — человек понятливый. Родина в опасности. Кто, кроме нас? Старая гвардия на ходу. Мы всё те же — идейные, не за медали.

— Это ещё после Афгана можно было сообразить, что к чему. Кто друг, а кто враг. И куда всё движется. Просто есть люди, которые сидят за шторкой и возмущаются: зачем мы ввязались в эту СВО?

Товарищ прапорщик по возвращении с этой самой СВО был мобилизован на встречи со школьниками. Объяснял, зачем нам это всё.

— Подхожу к карте: «Вот Россия. Трудно не заметить, правда? А вот базы НАТО. Что им надо у наших границ? Теперь для ясности посмотрим на свою страну на их картах. Хотите, чтобы нас скушали, как пирог?» — «Нет, — отвечают, — не хотим». Всё довольно просто. И всё повторяется. У Запада снова есть для нас план. И это опять «Барбаросса». Почему финны быстренько вошли в НАТО и стали рвать с нами связи? Надеются, что в большой стае им тоже перепадёт кусок.

И чего не жилось?

— В Чечне мы разговаривали с бывшими боевиками. Чего им не хватало? На нефти же сидят. Да вот, говорят, золотые горы были обещаны — весь Северный Кавказ, включая Ставрополье. Попробовали, саму Чечню разворотили, потом не знали, как вернуть. Помнится, адресная зачистка была в вотчине террориста Арби Бараева. Кадыровцы отказались заходить без новгородцев. «Парни, вы же к себе приехали!» — «Нет, — говорят, — мы к вам». «Ну, тогда милости просим!» — и я их перекрестил. Один из них аж побелел. А теперь мы вместе, и у нас общий враг. Когда-нибудь и до небратьев наших это дойдёт, я уверен. Им тоже показали золотые горы: Ростов, Курск, Белгород, Кубань. Мол, это же всё ваше, исконное. Мы в Мариуполе при зачистке нашли украинский учебник. Сначала смешно, потом не очень. «Если драка неизбежна, надо бить первым», — Путин прав.

У Сергея чеченская седина. Как плата за опыт. Всяко приходилось. Хотя дронов и «хаймарсов» тогда не было. 

— Честно скажу: страшная штука. По сути Himers — как наш «Ураган». Система залпового огня. Только наша ракетная установка накрывает площадями, а их — бьёт точечно. Наши спецы наверняка уже сделали выводы, но нужно время. Так вот, вольфрамовые шарики, которыми начинены снаряды Himers, прошивают всё. Лист железа на нашем «Урале» после обстрела стал решетом. Два миллиметра толщиной, между прочим. И как воевать? А вот так: одно место в кулак — и попёр. Наше дело простое. Сказано: дать люлей — встали и пошли. Мы же стреляные воробьи. Основной контингент батальона — 40 плюс. Старшему было 60. Такой же штурмовик, как и все. Молодым фору даст. Я лично горжусь, что был знаком с Санычем.

Спасибо Валдаю

— Всегда буду благодарен Валдаю. Он и сейчас в деле, обойдёмся без фамилий. Товарищ капитан — мой земляк. Кадровый офицер, артиллерист. Их не хватает. Да, как-то вдруг выяснилось, что больше всех на этой войне нужны артиллеристы! Капитан взял на себя смелость развернуть батальон с задания. Ради нашего спасения. Мы должны были брать Павловку, пригород Угледара. 21 февраля туда зашёл батальон морпехов. И никто из них не вышел. Валдай, узнав об этом, приказал возвращаться.

Капитан действительно сильно рисковал. Приказали — иди умирай. Это армия. Потом разберутся и накажут приказавшего за бессмысленные потери, за глупость, в конце концов. А, может, спустят на тормозах. Война всё спишет. И как быть? Людей надо беречь: кто воевать-то будет? Но раз капитан в деле, значит, он был прав. И не его батальон виноват, что и спустя год Павловка остаётся рубежом на передовой.

— В любом случае штурмовать мощный укрепрайон с одним стрелковым оружием в руках означало бы верную гибель, — уверен Сергей. — Мы сами залезли бы в огневой мешок.

Это было 23 февраля 2023 года. Этот день он считает своим вторым днём рождения. Равно как и его боевые товарищи.

Наш ответ украинской «Бабе-яге». «Баба Нюра» постарше будет, но зато брала Берлин. Фото из архива Сергея ИВАНОВА

А Богу — слава

Другая его большая удача — осечка дрона. «Птичка», больше похожая на маленький самолётик, этакий «кукурузничек», сбросила два взрывных устройства. Первое разорвалось в стороне, а вот второе упало, можно сказать, по его, Сергея Александровича, душу. Но не взорвалось. И не причинило никакого вреда газовому баллону, о который ударилось. Смертоносная штучка, переломившись пополам, закатилась под баллон и затихла.

— Вот что значит быть человеком «Газпрома»!

Он не принял шутки:

— Я же говорил: нас таких — батальон. Но не всем так везло, как мне. «Слава Тебе, Боже!» — что ещё могу сказать? А был бы ранен — «Спасибо, что живой!» Как Толик, товарищ мой. Бежал и упал. Я наклонился — осколок попал ему в шею. Ещё пару сантиметров — и в артерию бы. Перевязал, привёл в чувство: «Толик, ты меня слышишь? Идти сможешь? Тебе вот туда».

На берегу

Для прапорщика Иванова СВО закончилась на Херсонщине. Областного центра не видел: город нашими уже был оставлен. Кому-то придётся брать его заново, наверное.

— Мы это в Приднепровье и готовили, — рассказывает Сергей. — Отжимали острова. Ничего такие лодочки были у хохлов — хорошие трофеи. Снарядили их натовцы нешуточно. Как минимум с 2014 года готовились. В дельте Херсона все острова в бетон были закатаны. Но у нашей армии есть ФАБы — этими авиабомбами и выкуривали.

Штурмовики не только штурмуют: батальон «Пламя» участвовал в обеспечении заслона на освобождённых от противника приднепровских территориях. Стояли на Кинбурнской косе. Коса — краса. Места заповедные. Целы ли ещё те крымские сосны, возле которых фотографировался? Зарывались в землю в местах былых боёв — в Великую Отечественную жестокая была битва за Днепр. Копали там, где 80 лет назад уже были землянки и блиндажи. Были свидетелями катастрофы при подрыве плотины Каховской ГЭС.

— Нас самих это почти не коснулось: стояли на довольно высоком берегу. А последствия варварства Киева — это мы видели. Буквально на глазах дом как срезало — и понесло. Река несла человеческие тела. Жуткая картина. Война — она вся такая. Я против лишних подробностей. Знаю пацанов, которые никак не выйдут с передовой. Вроде дома давно, а всё равно будто не с нами. Не потерять бы их. Вспоминать придёт ещё время. Нам бы закончить это мероприятие. И так, как это нужно.

* * *

А если так случится, что будет нужно снова взяться за оружие?

— Скажут, что надо, — молча соберусь и пойду. Даже не переживаю. За семью только, за своих. Но я же не хочу, чтобы и наши дети прятались по подвалам. Я видел, что это такое…

Публикации спецпроекта можно найти по хештегу «солдатский орден».

Теги: Солдатский орден, СВО, Новгородская область, общество

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Пушистый» — только для своих, для врагов есть «Град».

Позывной «Пушистый»

Он убеждён, что главное качество хорошего солдата — это доброта

Позывной – «Посадник»

Специалист горючего назначения

Генеральный директор крупной нефтебазы ушёл на СВО, через 20 лет восстановив своё офицерское звание

Полёт по душе

Как учитель географии стал оператором тяжёлого БПЛА

Василий Малышев: «Этот пёс был с нами на позициях в Кременной. Когда поменяли направление, отдали его мирным жителям. Жалко, а вдруг пропадёт. А пёс хороший…»

Дочку крестил, сено косил

Сельский парень даром отпуск не потратит

Война развела Андрея Крикуненко по разные стороны от линии фронта даже с некоторыми близкими людьми. «Время рассудит, — считает он. — И наше дело правое».

Комар кусает больно, когда у него жало 120-го калибра

Андрей Крикуренко служил в двух армиях — и в украинской, и в российской. В России он — с 2012-го. Когда началась специал...

«А чего грустить? Самое грустное уже случилось – идёт война. Работаем дальше. Без вариантов».

Можно просто Слава

Раньше он видел реальность через камеру, а теперь — через прицел

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА